XIX век в Молдове, как и во всей Европе, был полон волнений, которые привели к значительным политическим, идеологическим и культурным изменениям. В истории XIX века выделяются несколько важных аспектов: постепенное появление и развитие новых социальных реалий, реформирование и модернизация общества и его учреждений, аграрный вопрос, независимость и национальная идея.
В XIX веке весь юго-восток Европы был вовлечен в водоворот русско-турецких войн, когда Восточный вопрос решался великими силами. Молдова вынуждена была терпеть последствия некоторых решений, принятых без ее участия, став театром военных действий для армий великих империй. Более того, в результате политических игр в истории Молдовы произошли общеизвестные изменения. По Бухарестскому мирному договору осуществился трагический разрыв, тело Молдовы было разорвано надвое, а ее судьбе дано другое направление.
Одновременно с разделом Молдовы судьба ее восточной части была предопределена стремлениями, приоритетами и геостратегическими интересами Российской империи. С этого времени события в этой части Молдовы выстраиваются в соответствии с идеями и логикой Российской империи.
Молдова между Карпатами и Прутом (без Буковины) оставалась под турецким владычеством, к которому прибавился российский протекторат, простирающийся и над Валахией. Молдаване с правого берега Прута находились под тройным гнетом: выплачивали дань туркам, подвергались нажиму представителей русской администрации и страдали от фанариотской политики.
Вдохновители революции 1848 года в Молдове – Василе Александри, Алеко Руссо, Костаке Негри, Михай Когэлничану – потребовали автономии Молдовы, политического и гражданского равенства всех ее граждан. Позднее политические лидеры Молдовы ратовали за объединение принципатов Молдовы и Валахии, но не за присоединение Молдовы к Валахии. Энергичными действиями, твердой и последовательной позицией таких известных политиков, как Александр И. Куза и М. Когэлничану и др., молдаване в большей степени объединению принципатов на равных правах.
В скором времени валахо-унионистская партия приступила к созданию «Великой Валахии», маскировавшейся под искусственным названием «Румыния», хотя первоначально государство называлось Объединенные принципаты Молдовы и Валахии.
XIX век принес экономический и культурный прогресс, развивались города, открывались школы и университеты, создавались театры. Молдавская культура блистала именами Василе Александри, Иона Крянгэ, Алеко Руссо, Михая Эминеску, Георге Асаки, Константина Стамати и др.
2. С древних времен египтяне благоговейно встречали ежегодные разливы Нила. Они не знали, почему это происходит, но так как разливы Нила напитывали влагой землю и после ухода воды оставляли полезный ил, то для них это событие было знаковым. Особое восхищение приносило то, что день разлива Нила ежегодно был одним – 19 июля. В связи с этим он был выбран Новым Годом тех времен. Настал 19 век, ученые тех времен определили причины разливов Нила и смогли описали сам процесс разлива. В период зимних осадков, а они были обильными, озера центральной Африки переполнялись водой. В связи с этим поднимался уровень воды в Белом Ниле. Затем уровень воды поднимался в Голубом Ниле, начало которого лежит в горных хребтах Эфиопии. Белый и голубой Нил в Судане соединяются в одну реку.
В XIX веке весь юго-восток Европы был вовлечен в водоворот русско-турецких войн, когда Восточный вопрос решался великими силами. Молдова вынуждена была терпеть последствия некоторых решений, принятых без ее участия, став театром военных действий для армий великих империй. Более того, в результате политических игр в истории Молдовы произошли общеизвестные изменения. По Бухарестскому мирному договору осуществился трагический разрыв, тело Молдовы было разорвано надвое, а ее судьбе дано другое направление.
Одновременно с разделом Молдовы судьба ее восточной части была предопределена стремлениями, приоритетами и геостратегическими интересами Российской империи. С этого времени события в этой части Молдовы выстраиваются в соответствии с идеями и логикой Российской империи.
Молдова между Карпатами и Прутом (без Буковины) оставалась под турецким владычеством, к которому прибавился российский протекторат, простирающийся и над Валахией. Молдаване с правого берега Прута находились под тройным гнетом: выплачивали дань туркам, подвергались нажиму представителей русской администрации и страдали от фанариотской политики.
Вдохновители революции 1848 года в Молдове – Василе Александри, Алеко Руссо, Костаке Негри, Михай Когэлничану – потребовали автономии Молдовы, политического и гражданского равенства всех ее граждан. Позднее политические лидеры Молдовы ратовали за объединение принципатов Молдовы и Валахии, но не за присоединение Молдовы к Валахии. Энергичными действиями, твердой и последовательной позицией таких известных политиков, как Александр И. Куза и М. Когэлничану и др., молдаване в большей степени объединению принципатов на равных правах.
В скором времени валахо-унионистская партия приступила к созданию «Великой Валахии», маскировавшейся под искусственным названием «Румыния», хотя первоначально государство называлось Объединенные принципаты Молдовы и Валахии.
XIX век принес экономический и культурный прогресс, развивались города, открывались школы и университеты, создавались театры. Молдавская культура блистала именами Василе Александри, Иона Крянгэ, Алеко Руссо, Михая Эминеску, Георге Асаки, Константина Стамати и др.