от калиты до дмитрия донского. политику ивана i даниловича калиты продолжали его сыновья — семен гордый (1340 —1353) и иван ii красный (1353-1359). эта политика была дальновидной и целеустремленной — действуя разными , применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение москвы как политического центра руси, объединяли вокруг нее земли. князь семен правил твердо и властно (отсюда его прозвище гордый), ему подчинялись другие князья. он и его брат иван красный (красивый, прекрасный) часто ездили в орду, и на руси по-прежнему, как и при их отце, не бесчинствовали татарские отряды. однако в годы их правления москвичам пришлось выдерживать борьбу с новгородцами и рязанцами, литвой, и ливонцами.
дмитрий донскойпосле кончины ивана ii на престол вступил 9-летний дмитрий иванович. митрополит алексий и московские бояре выступили против притязаний суздальско-нижегородского князя дмитрия константиновича на владимирское княжение. в ход пошли деньги и подарки (в орде) и военная сила (на руси), и вскоре князь-соперник смирился, отказался от ярлыка в пользу москвы, а позднее выдал свою дочь евдокию замуж за дмитрия ивановича. они стали союзниками, забыв старые распри.
москве пришлось отбивать нападения литовских войск. трижды, с интервалом в два года (1368, 1370, 1372), «литовщина» подкатывалась к москве, но не смогла взять ее возведенному в 1367—1368 гг. вокруг города кремлю из белого камня (это была первая каменная крепость в северо-восточной руси). в союзе с ольгердом гедиминовичем, великим князем литовским, выступал, михаил александрович, князь тверской. они разоряли московские города и волости. в ответ московские полки жгли тверские селения.
тверской князь дважды получал в орде ярлык на великое княжение. но поход 1375 г., организованный москвой и носивший характер, положил конец его притязаниям. тверь капитулировала. михаил признал себя «младшим» по отношению к «старейшему» князю московско-владимирскому, отказался от претензий на владимирский стол, от союза с литвой, обязался выступать вместе с москвой против орды.
события 60-х — первой половины 70-х гг. xiv в. укрепили роль москвы как центра. ее авторитет на руси сильно вырос. договор с новгородом предусматривал совместную борьбу с ливонским орденом, литвой и тверью. попытка рязани, усилившейся в те годы, противостоять москве закончилась неудачей.
борьба с ордой
начало открытой борьбы против золотой орды. постепенно москва и другие княжества переходили к противостоянию орде. этому способствовала начавшаяся там «великая замятия» — кровавые междоусобицы, свидетельствовавшие о вступлении этого государства в период раздробленности. за два с половиной десятилетия в орде сменилось до двух с половиной десятков ханов, случалось, что правили сразу два хана — к востоку от волги и к западу от нее. появлялись и исчезали временщики. одним из них, самым сильным, был мамай, темник, т. е. командующий 10-тысячным отрядом военачальник. он фактически правил ордой от имени ханов, которых летописцы звали «мамаевыми царями». борьба ослабила орду, и подвластные ей народы начали расправлять плечи.
в 1365 г. рязанские князья разгромили войско ордынского князя. он сжег рязань, но, когда возвращался с полоном и награбленным имуществом, его настигли в степи рязанцы. сражение закончилось их победой. через два года та же участь постигла другого ордынского князя, разорившего нижегородские земли. дмитрий и борис константиновичи, князья нижегородский и городецкий, полностью разгромили «рать татарскую» на реке пьяне.
В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы — загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.
О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.
По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над всем Ближним Востоком, когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.
Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.
ответ:
от калиты до дмитрия донского. политику ивана i даниловича калиты продолжали его сыновья — семен гордый (1340 —1353) и иван ii красный (1353-1359). эта политика была дальновидной и целеустремленной — действуя разными , применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение москвы как политического центра руси, объединяли вокруг нее земли. князь семен правил твердо и властно (отсюда его прозвище гордый), ему подчинялись другие князья. он и его брат иван красный (красивый, прекрасный) часто ездили в орду, и на руси по-прежнему, как и при их отце, не бесчинствовали татарские отряды. однако в годы их правления москвичам пришлось выдерживать борьбу с новгородцами и рязанцами, литвой, и ливонцами.
дмитрий донскойпосле кончины ивана ii на престол вступил 9-летний дмитрий иванович. митрополит алексий и московские бояре выступили против притязаний суздальско-нижегородского князя дмитрия константиновича на владимирское княжение. в ход пошли деньги и подарки (в орде) и военная сила (на руси), и вскоре князь-соперник смирился, отказался от ярлыка в пользу москвы, а позднее выдал свою дочь евдокию замуж за дмитрия ивановича. они стали союзниками, забыв старые распри.
москве пришлось отбивать нападения литовских войск. трижды, с интервалом в два года (1368, 1370, 1372), «литовщина» подкатывалась к москве, но не смогла взять ее возведенному в 1367—1368 гг. вокруг города кремлю из белого камня (это была первая каменная крепость в северо-восточной руси). в союзе с ольгердом гедиминовичем, великим князем литовским, выступал, михаил александрович, князь тверской. они разоряли московские города и волости. в ответ московские полки жгли тверские селения.
тверской князь дважды получал в орде ярлык на великое княжение. но поход 1375 г., организованный москвой и носивший характер, положил конец его притязаниям. тверь капитулировала. михаил признал себя «младшим» по отношению к «старейшему» князю московско-владимирскому, отказался от претензий на владимирский стол, от союза с литвой, обязался выступать вместе с москвой против орды.
события 60-х — первой половины 70-х гг. xiv в. укрепили роль москвы как центра. ее авторитет на руси сильно вырос. договор с новгородом предусматривал совместную борьбу с ливонским орденом, литвой и тверью. попытка рязани, усилившейся в те годы, противостоять москве закончилась неудачей.
борьба с ордой
начало открытой борьбы против золотой орды. постепенно москва и другие княжества переходили к противостоянию орде. этому способствовала начавшаяся там «великая замятия» — кровавые междоусобицы, свидетельствовавшие о вступлении этого государства в период раздробленности. за два с половиной десятилетия в орде сменилось до двух с половиной десятков ханов, случалось, что правили сразу два хана — к востоку от волги и к западу от нее. появлялись и исчезали временщики. одним из них, самым сильным, был мамай, темник, т. е. командующий 10-тысячным отрядом военачальник. он фактически правил ордой от имени ханов, которых летописцы звали «мамаевыми царями». борьба ослабила орду, и подвластные ей народы начали расправлять плечи.
в 1365 г. рязанские князья разгромили войско ордынского князя. он сжег рязань, но, когда возвращался с полоном и награбленным имуществом, его настигли в степи рязанцы. сражение закончилось их победой. через два года та же участь постигла другого ордынского князя, разорившего нижегородские земли. дмитрий и борис константиновичи, князья нижегородский и городецкий, полностью разгромили «рать татарскую» на реке пьяне.
В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы — загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.
О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.
По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над всем Ближним Востоком, когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.
Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.