Быт и нравы Древней Руси Повседневная жизнь земледельцев и горожан.
Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности.
Люди упорно боролись за существование,распахивали новые земли,разводили скот,бортничали,охотились,оборанялись от разбойников,а на юге – от кочевников.Нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами,дубинами,луком и стрелами,чтобы отбиться от степняков.
Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи.Старший из мужчин являлся главой семьи,в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми.Они вместте обрабатывали землю.Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов.Это касалось даже браков детей,которых могли женить или выдать замуж против воли.
Воспитание детей в большинстве семей было трудовым.Лет с семи мальчика брали работать в поле,начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте,если была возможность.Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами матери по хозяйству.Учились у неё прясть пряжу,ткать полотно,шить одежду.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли,мужчины делали домашнюю утварь,пили хмельные напитки,мёд,вспоминали минувшие дни,слушали сказителей,рассказывавших былины.Ещё долго сохранялись языческие праздники.
Часть населения Руси проживала в городах.В них селились князья,размещалась княжеская дружина.В городах князья со своими правили суд,управляли подвластными землями,принимали иностранных послов,на городских площадях собиралось вече.
Постепенно города росли и становились торговоми и ремесленными центрами.По большим и малым городам были торги. Там продавались:кувшины,черпаки,чаши,посуда,украшения из золота,драгоценные камни.Сюда же приносили труды своих рук кожевенники и кузнецы,косторезы и плотники.Купцы предлогали песцовые и куньи меха.
В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь.Здесь сооружались большие храмы,жили и исполняли христианские службы и обряды митрополит и епископы,стояли крупные монастыри.
Города были центрами культуры.В них организовывались школы,писались иконы,создавались фрески и мозаики.
Быт простых горожан мало отличался от крестьянского.Помимо ремесла и торговли,занимались огородничеством,скотоводством,бортничеством.Глава семьи участвовал в городском вече,отвечал за выполнение разного рода повинностей,а также за нетяжкие преступления членов семьи.
В богатых семьях были свои порядки.Обычно до года дети находились на руках кормилицы,до пяти лет – на попечении нянек.Холопка-кормилица и её сын были самыми близкими слугами в доме.Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком.Мальчиков в знатных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе.Согласно обычаю,воспитанием княжича руководил его дядя – брат матери.
Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры.Столы были уставлены дорогой посудой,не только кубки,но и ложки были серебряными.Рекой текли заморские вина и русский мёд – так назывался хмельной напиток,приготовляемый из мёда.Большие чаши,рога с вином ходили по кругу.Слуги разносили столом наряду с мужчинами.Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.
Любимыми забавами богатых людей была соколиная,ястребиная,псовая охота.Для простого люда устраивались скачки,турниры,различные игрища.
Даже после принятия христианства большинство населения носило славянские имена.Знатные люди,получив при крещении имена христианских святых,продолжали в быту именоваться славянскими – Ярослав,Святослав,Всеволод,Мстислав и т.п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные,прилагательные и их сочетания – Добрыня,Сновид,Лют,Волчий Хвост и т.д.
Согласно теории «официальной народности» , русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены» . Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории
Основой взглядов славянофилов было отстаивание национального своеобразия русского народа. Занимаясь этим вопросом, они заложили основу целой историософской традиции, которую можно назвать традицией обоснования русской национальной самобытности. Продолжателями этой традиции были такие мыслители, как Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, неославянофилы начала 20 века, классические евразийцы, а также Л. Н. Гумилев. Большинство перечисленных авторов вышли за рамки исследования чисто русской идентичности, и создали свои, более или менее глобальные и основательные теории, описывающие исторический процесс в целом. Само славянофильство не сложилось в какую-то четко структурированную систематическую концепцию, и существовало скорее в виде мировоззрения. Однако (а может быть, и благодаря этому) , его влияние на позднейших русских философов, в том числе и западнического толка, было очень велико.
Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности.
Люди упорно боролись за существование,распахивали новые земли,разводили скот,бортничали,охотились,оборанялись от разбойников,а на юге – от кочевников.Нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами,дубинами,луком и стрелами,чтобы отбиться от степняков.
Наиболее распространёнными на Руси были так называемые большие семьи.Старший из мужчин являлся главой семьи,в которой совместно жили и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми.Они вместте обрабатывали землю.Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из её членов.Это касалось даже браков детей,которых могли женить или выдать замуж против воли.
Воспитание детей в большинстве семей было трудовым.Лет с семи мальчика брали работать в поле,начинали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте,если была возможность.Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами матери по хозяйству.Учились у неё прясть пряжу,ткать полотно,шить одежду.
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли,мужчины делали домашнюю утварь,пили хмельные напитки,мёд,вспоминали минувшие дни,слушали сказителей,рассказывавших былины.Ещё долго сохранялись языческие праздники.
Часть населения Руси проживала в городах.В них селились князья,размещалась княжеская дружина.В городах князья со своими правили суд,управляли подвластными землями,принимали иностранных послов,на городских площадях собиралось вече.
Постепенно города росли и становились торговоми и ремесленными центрами.По большим и малым городам были торги. Там продавались:кувшины,черпаки,чаши,посуда,украшения из золота,драгоценные камни.Сюда же приносили труды своих рук кожевенники и кузнецы,косторезы и плотники.Купцы предлогали песцовые и куньи меха.
В городах сосредоточивалась и религиозная жизнь.Здесь сооружались большие храмы,жили и исполняли христианские службы и обряды митрополит и епископы,стояли крупные монастыри.
Города были центрами культуры.В них организовывались школы,писались иконы,создавались фрески и мозаики.
Быт простых горожан мало отличался от крестьянского.Помимо ремесла и торговли,занимались огородничеством,скотоводством,бортничеством.Глава семьи участвовал в городском вече,отвечал за выполнение разного рода повинностей,а также за нетяжкие преступления членов семьи.
В богатых семьях были свои порядки.Обычно до года дети находились на руках кормилицы,до пяти лет – на попечении нянек.Холопка-кормилица и её сын были самыми близкими слугами в доме.Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком.Мальчиков в знатных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе.Согласно обычаю,воспитанием княжича руководил его дядя – брат матери.
Развлечением знати были охота и богатые дружинные пиры.Столы были уставлены дорогой посудой,не только кубки,но и ложки были серебряными.Рекой текли заморские вина и русский мёд – так назывался хмельной напиток,приготовляемый из мёда.Большие чаши,рога с вином ходили по кругу.Слуги разносили столом наряду с мужчинами.Гостей на пирах развлекали скоморохи и гусляры.
Любимыми забавами богатых людей была соколиная,ястребиная,псовая охота.Для простого люда устраивались скачки,турниры,различные игрища.
Даже после принятия христианства большинство населения носило славянские имена.Знатные люди,получив при крещении имена христианских святых,продолжали в быту именоваться славянскими – Ярослав,Святослав,Всеволод,Мстислав и т.п. Именами остальной части населения могли служить любые существительные,прилагательные и их сочетания – Добрыня,Сновид,Лют,Волчий Хвост и т.д.
Основой взглядов славянофилов было отстаивание национального своеобразия русского народа. Занимаясь этим вопросом, они заложили основу целой историософской традиции, которую можно назвать традицией обоснования русской национальной самобытности. Продолжателями этой традиции были такие мыслители, как Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, неославянофилы начала 20 века, классические евразийцы, а также Л. Н. Гумилев. Большинство перечисленных авторов вышли за рамки исследования чисто русской идентичности, и создали свои, более или менее глобальные и основательные теории, описывающие исторический процесс в целом. Само славянофильство не сложилось в какую-то четко структурированную систематическую концепцию, и существовало скорее в виде мировоззрения. Однако (а может быть, и благодаря этому) , его влияние на позднейших русских философов, в том числе и западнического толка, было очень велико.