Готика - Стиль архитектуры, зародившийся на севере Франции и охватывающий период с середины XII до начала XVI веков. Термин "готика" был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер средневекового искусства указанием на его связь с искусством готов. Эстетику готики создавали и развивали отнюдь не готы-варвары, а она была родной дочерью католической церкви, как и её главное архитектурное сооружение и эстетический символ – собор. В основе содержания эстетического идеала готики лежал культ Богоматери. Форма этого идеала раскрывалась в вертикальны башнях соборов, устремленных ввысь и соединенных со своим содержанием даже, например, в названии Собора Парижской Богоматери – визитной карточке готики. Готический стиль представлял собой закономерное развитие и видоизменение романского стиля. Готическое искусство, как и романское, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно было призвано в символических и аллегорических образах воплощать церковную догматику. Но готика развивалась в условиях усиления городов, формирования централизованных государств, роста и укрепления торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских, то есть светских кругов. Поэтому в готическом искусстве появляется интерес к внутреннему миру человека, расширяется круг тем, зарождаются элементы реализма.
Древние греки создали своеобразный тип цивилизации и культуры, ставший отправной точкой развития западноевропейского общества. Природная любознательность и улавливать самые тонкие отношения и оттенки стали предпосылками необычайной творческой продуктивности древних греков. Уникальность культуры и характера необыкновенно одаренного народа не в последнюю очередь была обусловлена географическим своеобразием Средиземноморья. Красивая благодатная природа, умеренный климат формированию у древних греков стремления к уравновешенности, созданию определенных и ясных образов, культа меры и гармонии. Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы. Культура Древней Греции в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. — XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.); архаический (VII-VI вв. до н.э.); классический (V — первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.). Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом. Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей. Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром.
Термин "готика" был введен гуманистами Возрождения, желавшими подчеркнуть "варварский" характер средневекового искусства указанием на его связь с искусством готов.
Эстетику готики создавали и развивали отнюдь не готы-варвары, а она была родной дочерью католической церкви, как и её главное архитектурное сооружение и эстетический символ – собор. В основе содержания эстетического идеала готики лежал культ Богоматери. Форма этого идеала раскрывалась в вертикальны башнях соборов, устремленных ввысь и соединенных со своим содержанием даже, например, в названии Собора Парижской Богоматери – визитной карточке готики.
Готический стиль представлял собой закономерное развитие и видоизменение романского стиля. Готическое искусство, как и романское, оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно было призвано в символических и аллегорических образах воплощать церковную догматику.
Но готика развивалась в условиях усиления городов, формирования централизованных государств, роста и укрепления торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских, то есть светских кругов. Поэтому в готическом искусстве появляется интерес к внутреннему миру человека, расширяется круг тем, зарождаются элементы реализма.
Разнообразие ландшафта и природных ископаемых, море и берег, удобные для судоходства, благоприятствовали развитию торговли, интенсивному культурному обмену, а географическая автономность отдельных областей облегчала становление полисной системы. Культура Древней Греции в своем развитии несколько периодов: крито-микенский, или эгейский (III тыс. — XII в. до н.э.); царский, или гомеровский (XI-VIII вв. до н.э.); архаический (VII-VI вв. до н.э.); классический (V — первая треть IV в. до н.э.), эллинистический (последние две трети IV-I в. до н.э.).
Попытаемся выделить наиболее характерные особенности древнегреческой культуры и цивилизации в целом. Древнегреческая культура сформировалась на базе специфической цивилизации, причудливо сочетавшей в себе свободу и рабство. Рабство не было изобретением античности. Однако в своем развитии античная цивилизация все больше отходила от патриархальной формы рабства, а при достижении ею зрелой формы в классический период рабы стали главной производительной силой греческого общества. Но свободный человек и раб в античности были не только экономическими и социальными субъектами. Именно у греков свобода впервые начинает пониматься как одна из высших ценностей. Отличительная особенность греческого государственного устройства состояла в том, что, несмотря на тесные культурные и торговые контакты, полисы (города-государства) обладали хозяйственной и политической самостоятельностью. Экономической основой античного города-государства являлся обмен продукцией сельского хозяйства, многие горожане были земельными собственниками. Интенсивно развивались также ремесло и судоходство. Античный полис был политическим, торгово-экономическим, религиозным и художественным центром.