Рашид Нурмухаметов. - «В нефтяном крае» (1969). Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов родился 4 сентября 1925 года в городе Уфе. Живописец, Заслуженный художник Башкирской АССР (1968). Народный художник РСФСР (1977) Создание картины он начал с конкретных портретов, например, «Бурильщик Гафур» , портреты ветеранов-нефтяников Он хотел создать образ людей труда, соединив его с образом любимого края. Он много раз выступал на встречах со зрителями, участвовал в обсуждении своих картин на фоне персональных выставок и всегда говорил о героях картины «В нефтяном крае» с большой теплотой, утверждая свою близость с ними. Он говорил, что живет с ними в одном ритме, дышит тем же воздухом и заботится о том же - о своей любимой родине, о ее процветании. Нурмухаметов писал эту картину более десяти лет, закончив ее в 1969 году и впервые показав в Москве и Ленинграде на декадной выставке, посвященной культуре республики.
В20-е годы xx века в стране проводится индустриализация, коллективизация и культурная революция, и ни у кого из руководства не было сомнений в правильности выбранного курса развития общества. за два десятилетия социализм дал : в области духовной - приобщение к высотам мировой культуры, в области национальной восстановление государственности. но по-разному лидеры большевизма представляли темпы и методы строительства социализма, отношение диктатуры пролетариата к различным классам и слоям общества. теория сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов. в составе союзного наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган, применяющий репрессивные меры. сталинская машина приступила к политике «создания коммунистических образов». для этой цели своеобразные «маяки», которым надо было подражать: образы алексея стаханова, паши ангелиной и др. передовиков производства. везде вывешиваются плакаты, призывающие к бдительности против «врагов советской власти». волна репрессий обрушилась и на казахстан, в результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция. в 1922 году со всех руководящих постов были смещены бывшие члены партии «алаш». политика давления усилилась и приняла особо жестокий характер с приходом ф.и.голощекииа, занявшего пост первого секретаря казкрайкома партии в 1925 году. он стал инициатором и вдохновителем «повой революции» - малого октября, в казахстане, к трагедии казахского парода в ходе коллективизации. преследование местных кадров усилилось в период работы н.ежова, назначенного заведующим организационно-инструкторским отделом казкрайкома партии. для начала процесса против членов алаш-орды использовали дело каратая аубакирова. происходившее в 1922 году в чуйской долине. в этот период были расстреляны ж.аймаутов, а.байдильдин, м.дулагов - скончался в лагере. остальные: а.байтурсынов, м.жумабасв и др., отбыв наказание, в 1937 году повторно, привлечены к ответственности и расстреляны. выпиши самое главное. что тебе нужно)
года в городе Уфе. Живописец, Заслуженный художник Башкирской АССР (1968).
Народный художник РСФСР (1977) Создание картины он начал с конкретных портретов, например, «Бурильщик Гафур» , портреты
ветеранов-нефтяников Он хотел создать образ людей труда, соединив его с образом любимого края. Он много раз выступал на встречах со зрителями, участвовал в
обсуждении своих картин на фоне персональных выставок и всегда говорил о героях картины «В нефтяном крае» с большой теплотой, утверждая свою близость с ними.
Он говорил, что живет с ними в одном ритме, дышит тем же воздухом и заботится о том же - о своей любимой родине, о ее процветании. Нурмухаметов писал эту картину более десяти лет, закончив ее
в 1969 году и впервые показав в Москве и Ленинграде на декадной выставке, посвященной культуре республики.