На самом-то деле Юрьев день - не день, а две недели. Это срок, в течение которого крестьянин мог уйти от своего владельца: неделя до и неделя после дня святого Георгия (или Юрий осенний - 26 ноября). Впервые известно об отмене Юрьева дня царем Иваном Грозным по указу 1581 года. Однако запрет был временным и касался не всего государства, а нескольких регионов. Этот указ назывался указом о заповедных (то есть запрещенных) летах. В дальнейшем заповедные лета вводили цари Федор Иоаннович в 1592-93 гг., Борис Годунов (1601-02 гг.), Василий Шуйский (1607), Михаил Федорович (1642 г.). Замечу, указы Бориса Годунова и Шуйского остались только на бумаге, в смутную эпоху строго следовать законодательству мало кому приходило в голову, крестьяне бежали когда хотели, помещики и бояре держали крестьян как умели и всеми доступными А окончательно право перехода крестьян было ликвидировано по Соборному Уложению 1649 года при царе Алексее Михайловиче.
Церковь оставалась единой, под управлением одного митрополита. Потому она поощряла стремление к единству. К тому же, церковь традиционно выступала против войн между православными.
Многие призывы прекратить усобицы исходили именно от церковных писателей.
Но не всюду у церкви была именно такая роль.
Например, в Новгороде архиепископа избирало вече, потому он больше заботился о наказах своих избирателей, а не митрополита, потому этот архиепископ чаще всего был поборником независимости Новгорода, а не подчинения этого самого Новгорода Киеву.
На самом-то деле Юрьев день - не день, а две недели. Это срок, в течение которого крестьянин мог уйти от своего владельца: неделя до и неделя после дня святого Георгия (или Юрий осенний - 26 ноября). Впервые известно об отмене Юрьева дня царем Иваном Грозным по указу 1581 года. Однако запрет был временным и касался не всего государства, а нескольких регионов. Этот указ назывался указом о заповедных (то есть запрещенных) летах. В дальнейшем заповедные лета вводили цари Федор Иоаннович в 1592-93 гг., Борис Годунов (1601-02 гг.), Василий Шуйский (1607), Михаил Федорович (1642 г.). Замечу, указы Бориса Годунова и Шуйского остались только на бумаге, в смутную эпоху строго следовать законодательству мало кому приходило в голову, крестьяне бежали когда хотели, помещики и бояре держали крестьян как умели и всеми доступными А окончательно право перехода крестьян было ликвидировано по Соборному Уложению 1649 года при царе Алексее Михайловиче.
Церковь оставалась единой, под управлением одного митрополита. Потому она поощряла стремление к единству. К тому же, церковь традиционно выступала против войн между православными.
Многие призывы прекратить усобицы исходили именно от церковных писателей.
Но не всюду у церкви была именно такая роль.
Например, в Новгороде архиепископа избирало вече, потому он больше заботился о наказах своих избирателей, а не митрополита, потому этот архиепископ чаще всего был поборником независимости Новгорода, а не подчинения этого самого Новгорода Киеву.