Для борьбы против своих врагов церковь использовала отлучения и интердикт. Для средневекового человека отлучение от церквибыло страшной карой. Фактически это означало потерю всех прав члена общества. Человек не имел возможности участвовать в христианских обрядах, занимать любые должности, никто не имел права ей ее могли даже убить. Если церковь считала, что в непослушанием виноваты не только отдельные люди, она могла отлучить целые деревни, города или даже страны. Такое отлучение называлось интердикт.
-наличие земельной собственности в руках господствующего класса феодалов; -наделение землёй непосредственных производителей – зависимых и крепостных крестьян, которые вели мелкое самостоятельное хозяйство, создавшее основу феодального производства; -эксплуатация крестьян феодалами, государством и церковью в форме ренты (расплата за пользование землёй) , налога, десятины (десятая часть урожая или других доходов, взимавшаяся церковью с населения); -внеэкономическое принуждение крепостных и зависимых крестьян, которое осуществлялось разными от прямого насилия и судебно-административного преследования до установления обязательных фиксированных норм повинностей; - низкий и рутинный характер производства и техники; -господство натурального хозяйства.
-наделение землёй непосредственных производителей – зависимых и крепостных крестьян, которые вели мелкое самостоятельное хозяйство, создавшее основу феодального производства;
-эксплуатация крестьян феодалами, государством и церковью в форме ренты (расплата за пользование землёй) , налога, десятины (десятая часть урожая или других доходов, взимавшаяся церковью с населения);
-внеэкономическое принуждение крепостных и зависимых крестьян, которое осуществлялось разными от прямого насилия и судебно-административного преследования до установления обязательных фиксированных норм повинностей;
- низкий и рутинный характер производства и техники; -господство натурального хозяйства.