Тоталитари́зм (от лат. totalis «весь, целый, полный» ← totalitas «цельность, полнота»[1][2]) — политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Тоталитаризм в политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть стремится к полному (тотальному) контролю людей и общества, ставя задачу полностью контролировать все аспекты человеческой жизни[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме пресекаются или подавляются государством.
Понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни[5]. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном[6]. В послевоенные годы попытки объединить сталинизм и фашизм под вывеской тоталитаризма предпринимались как в научных исследованиях, так и в антикоммунистической пропаганде[7]. Вместе с тем, представители Франкфуртской школы стремились показать, что в тоталитарную систему превратился современный капитализм.
В художественной литературе классиками изображения тоталитарного общества являются английские писатели О. Хаксли и Дж. Оруэлл; ранее образ тоталитарного общества создал Е. Замятин в романе «Мы» (опубликован в 1920 году).
Полноценное Возрождение появилось в Италии в 15 веке. Возрождением называют подъем культуры и духовного обновления общества, который начался еще в 40-е годы 14 века, а заканчивается примерно в 30-е г.г.17 века. Словом "возрождение" определяется как конкретной исторической эпохой, так и названием культуры этой эпохи. Термином же "ренессанс"обозначается стиль литературы и искусства называемой эпохи.Итак, Возрождение возникло в Италии. Каковы же были его причины?В этот период в Италии существовал высокий уровень урбанизации (большое число населения проживало в городах). Соответственно, развивалась торговля, ремесленничество. В обществе назревала потребность в скульпторах, архитекторах, учителях. Именно в это время стало модно иметь собственные библиотеки.Еще одна причина возникновения Возрождения – идейная. Она связана с гуманизмом. "Человек должен жить здесь и сейчас" - гласит принцип. Появляется интерес к земной жизни человека, в то время как раньше люди думали о загробной. Земная была для них лишь прелюдией, от которой зависело дальнейшее их положение и даже счастье после смерти.В-третьих, Италия – наследница великой Римской империи и ее культуры. Эпоха Возрождения возвращается к античной культуре. Средневековье пятнало античность. Книги великих авторов Теренция, Вергилия, Анакреона, Цезаря горели синим пламенем. Возрождение не просто обществу снова оценить их. Сюжеты произведений античности ложились в основу творений гуманистов.
Тоталитари́зм (от лат. totalis «весь, целый, полный» ← totalitas «цельность, полнота»[1][2]) — политический режим, подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Тоталитаризм в политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть стремится к полному (тотальному) контролю людей и общества, ставя задачу полностью контролировать все аспекты человеческой жизни[3][4]. Проявления оппозиции в любой форме пресекаются или подавляются государством.
Понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни[5]. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики — в отрицательном[6]. В послевоенные годы попытки объединить сталинизм и фашизм под вывеской тоталитаризма предпринимались как в научных исследованиях, так и в антикоммунистической пропаганде[7]. Вместе с тем, представители Франкфуртской школы стремились показать, что в тоталитарную систему превратился современный капитализм.
В художественной литературе классиками изображения тоталитарного общества являются английские писатели О. Хаксли и Дж. Оруэлл; ранее образ тоталитарного общества создал Е. Замятин в романе «Мы» (опубликован в 1920 году).