Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер. И ещё! Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека.Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело.Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.Цель настоящей работы: рассмотреть особенности и содержание культуры в эпоху Возрождения.
В любой квартире вы уже знаете как называется каждое помещение: прихожая, зал, спальня, кухня и так далее. В православном Храме тоже каждое помещение имеет свое название и свое назначение. То, что мы привыкли называть фойе, в Храме называется притвор. Во многих храмах здесь продаются свечи, иконы, литература. Здесь же принимают записки во здравие и за упокой. Молодые мамы могут приходить в Храм на сороковой день после родов. В притворе они ждут, пока придет батюшка и совершит чин, который называется: Ввод во Храм. Читаются очистительные молитвы, батюшка вводит молодых мам с детками во Храм, младенцев освящает священной водой, а мальчиков еще заносит и за алтарь. Алтарь – это святая святых. Он отделяется иконостасом, высотой почти до потолка. Вход в алтарь женщинам никогда не разрешается. Мужчины входят в алтарь только по благословению настоятеля Храма. Как правило, за алтарем находится духовенство и те, кто им прислуживает. Посредине иконостаса находятся врата. Через них, и только во время службы, заходят священники. Все остальные входят через боковые (северные и южные) двери. Врата еще называют Царскими. Через них действительно имели право входить за алтарь цари. Но, кстати, ни один из них этим правом не воспользовался. Например, Николай II, прежде чем зайти за алтарь, больше месяца пел на клиросе в церковном хоре, «ради вооцерковления». Прямо за алтарем находится Престол. К Престолу прикоснуться может только священник и только во время службы. Он освящается при освящении Храма и никогда не передвигается, не ремонтируется. Престол Господен и только его. На Престоле совершаются все таинства. Престолу поклоняется духовенство и все прихожане. В левом углу от Престола находится жертвенник: похож на Престол, но наполовину меньше. На нем хранится все для совершения причастия, а также для приготовления к причастию. Перед службой здесь совершается чин , называемый проскомидия. Из приносимых в жертву хлеба и вина путем тайных священнодействий приготовляется вещество, которое во время евхаристии будет освящено и им будут причащаться прихожане. Прямо, впереди Престола, большая икона – называется нагорная, понимается как главная. Справа икона Иисуса Христа, а слева Матери Божией, они выносные, то есть с держателями для выноса при совершении Крестного Хода. Справа от Престола на специальной подставке стоит Крест с Распятием, его несут впереди во время Крестного Хода. И отдельно стоит выносной подсвечник для одной большой свечи: его выносят во время Литургии при совершении малого и большого хода. Малый ход – вынос Евангелие, а Большой ход – вынос Священных Даров. Перед иконостасом, во всю ширину Храма, находится возвышенность – это солея. А вот часть солеи перед Царскими вратами, называется амвон. С амвона произносятся молитвы, проповеди, совершается причастие. Войти на амвон может только священник. Часть солеи отгорожена: слева – где батюшка исповедует прихожан, а справа называется клирос – место для церковного хора и чтецов. Свечи ставятся на подсвечники. Свечи за здравие ставятся на любой подсвечник, а с молитвой об умерших — на канун, столик на котором стоит малое Распятие. На подсвечниках сверху находятся лампады: в них наливают специальное лампадное масло, на маленьких поперечниках крепятся фитили для горения. Лампады и свечи признаются жертвой Богу через Храм. Посреди Храма к потолку крепится большая люстра – она называется паникадило. Посредине Храма стоит аналой – на нем лежит икона или иконы, к которым прислоняются прихожане, приходя в Храм.
И ещё!
Возрождение - эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы: Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо, Донателло, Боттичелли, Джотто и др.; Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Франсуа Рабле, и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес).Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом. Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.В период позднего Возрождения многие его нормы изменились, обнаружились черты кризиса. В Западной Европе это сказалось в возникновении академизма и маньеризма в изобразительном искусстве, в наступлении религиозности и мистицизма на светскую и гуманистическую культуру. Обозначился разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовной и физической жизнью человека.Гуманизм позднего Возрождения обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением, что проявилось в творчестве крупнейших его представителей - Шекспира, Микеланджело.Эпоха Возрождения имела огромное положительное значение в истории мировой культуры. В искусстве Возрождения воплотился идеал гармонического и свободного человеческого бытия, питавший его культуру.Цель настоящей работы: рассмотреть особенности и содержание культуры в эпоху Возрождения.