Памятники нижнего палеолита обнаружены в Центральном Казахстане. Одна из таких стоянок – Кудайколь – расположена на северо-восточной окраине Сары-Арки. Среди орудий этих стоянок можно выделить особенно: бифасы, т. е. орудия обработанные с обеих поверхностей камня; скребла, предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева, а также многочисленные нуклеусы – ядрища, с которых скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия.
Среди других археологических памятников Центрального Казахстана заслуживают внимания стоянки Жаман-Айбат, расположенного в 150 км от г. Джезказгана и Обалысай. выявленного в Джездинском районе Карагандинской области.
Многочисленные стоянки более позднего времени обнаружены в Жамбылской области. Это – Шабакты, Барыказган и др. на них собрано свше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня - ручные рубила, остроконечники, отщепы.
Самым древним памятником на территории Восточного Казахстана считается на сегодняшний день местонахождение Козыбай, обнаруженное в 1989 г. на берегу р. Колгутты, недалеко от села Каратогай Катон-Карагайского района. Каменные изделия (отщепы, ручные рубила) были изготовлены рукой первобытного человека.
В следующий период (мустьерский) появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галечная. Подобных памятников известно много на территории Южного и Центрального Казахстана.
Одним из таких памятников является стоянка, обнаруженная X. А. Алпысбаевым в 1958 г. и впоследствии названная именем казахского ученого-просветителя Ш. Валиханова. На стоянке обнаружены каменные изделия, кострища и очаги, кости животных — лошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Это единственная стоянка на территории Казахстана, каменные изделия находятся в первоначальном положении, т. е. в таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время.
Новые памятники мустьерского времени обнаружены нами в 1984 г. в Агадырском районе Жезказганской области. Это стоянки Огиз-Тау I и II, Улкен Ак-Мая. Каменные изделия залегают на склоне небольших возвышенностей у родника. Обитанию людей в данной местности близость сырьевого материала и наличие родника.
Выявленные топоры односторонней и двусторонней обработки, скребла, и нуклеусы изготовлены из местного сырья – серого кварцита.
Особый интерес представляют палеолитические памятники Западного Казахстана на полуострове Мангышлак.
Памятники нижнего палеолита обнаружены в Центральном Казахстане. Одна из таких стоянок – Кудайколь – расположена на северо-восточной окраине Сары-Арки. Среди орудий этих стоянок можно выделить особенно: бифасы, т. е. орудия обработанные с обеих поверхностей камня; скребла, предназначенные для выделки шкур животных и обработки дерева, а также многочисленные нуклеусы – ядрища, с которых скалывались отщепы и пластины и использовались как орудия.
Среди других археологических памятников Центрального Казахстана заслуживают внимания стоянки Жаман-Айбат, расположенного в 150 км от г. Джезказгана и Обалысай. выявленного в Джездинском районе Карагандинской области.
Многочисленные стоянки более позднего времени обнаружены в Жамбылской области. Это – Шабакты, Барыказган и др. на них собрано свше пяти тысяч разнообразных орудий из кремня - ручные рубила, остроконечники, отщепы.
Самым древним памятником на территории Восточного Казахстана считается на сегодняшний день местонахождение Козыбай, обнаруженное в 1989 г. на берегу р. Колгутты, недалеко от села Каратогай Катон-Карагайского района. Каменные изделия (отщепы, ручные рубила) были изготовлены рукой первобытного человека.
В следующий период (мустьерский) появилась иная техника обработки камня, но местами продолжала существовать и галечная. Подобных памятников известно много на территории Южного и Центрального Казахстана.
Одним из таких памятников является стоянка, обнаруженная X. А. Алпысбаевым в 1958 г. и впоследствии названная именем казахского ученого-просветителя Ш. Валиханова. На стоянке обнаружены каменные изделия, кострища и очаги, кости животных — лошади, бизона, сайгака, благородного оленя. Это единственная стоянка на территории Казахстана, каменные изделия находятся в первоначальном положении, т. е. в таком виде, каким его оставил человек в мустьерское время.
Новые памятники мустьерского времени обнаружены нами в 1984 г. в Агадырском районе Жезказганской области. Это стоянки Огиз-Тау I и II, Улкен Ак-Мая. Каменные изделия залегают на склоне небольших возвышенностей у родника. Обитанию людей в данной местности близость сырьевого материала и наличие родника.
Выявленные топоры односторонней и двусторонней обработки, скребла, и нуклеусы изготовлены из местного сырья – серого кварцита.
Особый интерес представляют палеолитические памятники Западного Казахстана на полуострове Мангышлак.
Объяснение:
Древнейшие люди. Первые следы человека на территории Казахстана относятся к раннему
палеолиту (примерно 800-140 тыс. лет назад) . И хотя пока не найдены останки древнего
человека, но по сохранившимся следам кратковременных стоянок людей установлено, что
древнейшие люди Казахстана были. современниками питекантропа и синантропа.
Наиболее благоприятными местами для расселения человека были горы Каратау в Южном
Казахстане. Здесь на террасах реки Арыстанды (Жамбылская область) , в богатых
растительностью, животными и пищей ущельях были обнаружены наиболее ранние каменные
орудия.
Первые люди были охотниками и собирателями . Теплый влажный климат, разнообразная
растительность: дикий орешник, морковь, щавель, луковицы и клубни некоторых растений'
обеспечивали условия для их существования. Но ресурсы со временем истощались, и древние
люди вынуждены были откочевывать на другие территории.
Для своих стоянок они избирали самые различные места в малодоступных горных ущельях,
иногда на открытых местах, у родников, поближе к местам водопоя зверей. Первые люди жили
стадами. Сообща легче было охотиться легче противостоять опасности. Древние люди селились
под каменными навесами, в гротах, пещерах, где можно было укрыться от дождя и хищников.
Стены и потолки пещер были покрыты копотью. Это говорит о том, что первобытные обитатели
Каратау уже были знакомы с огнем, костры согревали их, на огне готовили пищу.