Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви.
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Протестантизм получил рас во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, принятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
Попытка укрепления Казахского ханства и объединения племен Казахстана в единое государство принадлежит сыну Жангира - Тауке хану.
Основная цель политики - укрепления ханской власти и казахской государственности.
Внешняя политика:
Создание военного союза казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Именно поэтому во многих источниках Тауке хана называют “ханом казахов, киргизов и каракалпаков”.
Для организации отпора джунгарам, в 1710 году хан Тауке проводил курултай казахских жузов, где было создано объединенные войско во главе Богенбай батыром.
С 1686 по 1693 гг. Тауке хан направил пять посольств в Сибирь, с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.
Внутренняя политика:
Нормализовал политическую ситуацию, ликвидировал раздробленность казахских земель и подчинил её к централизованной власти.
Совет биев превратил в важнейший орган, в задачи которого входило решения важнейших во внутренней и внешней политики ханства.
Совет биев созывался с участием наиболее влиятельных биев из казахских жузов: от Старшего – Толе бия, от Среднего – Казбек бия, от Младшего – Айтеке бия.
При нем был составлен свод норм обычного права “Жеты Жаргы” (Семь установлений) определивши основные принципы правопорядка и государственного устройства.
Время правления хана Тауке отличалось относительным спокойствием и названа в историй годами, когда “жаворонки клали яйца на овцах”.
В конце XVII века нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием “Жеты Жаргы” (Семь установлений). При составлении “Жеты Жаргы” участвовали представители всех трех жузов. Это свод законов “Жеты Жаргы” содержит:
а) нормы административного, уголовного, гражданского права;
б) положения о налогах и религиозных воззрениях;
в) порядок управления ханством;
г) узаконивание различных сборов в пользу хана и биев;
д) наказания за совершенные преступления.
Административное устройства.
Хан – титул правителя обладавшего гражданской, административной, судебной и военной властью. Ханом избирали только из Чингизидов. Личная охрана ханов – толенгуты.
Ханский Совет - состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен.
Курултай- собрания представителей трех жузов, один раз в год созывался для решения общих во общественной жизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных споров и т.д.
Городская верхушка – это чиновники местной администрации: везири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами или удельными правителями.
Казахское ханство из-за патриархально-феодальных отношений не сложилось в централизованное государство.
Существовала улусная система. Во главе улусов – султаны, Чингизиды из ханского рода. Территория улуса называлось- юртом. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI века казахское ханство состояло – десять улусов. Каждый улус состоял примерно из 10 тыс. семей. Несколько семей составляли колено, определенное количество колен составляло – род или племя.
Казахское общество в эпоху средневековья по развитию социально-экономических отношений находилась на уровне патриархально-феодальных отношений, а сложившаяся казахская государственность была феодальной.
В 1718 году после смерти хана Тауке в Туркестане усилились джунгарские нашествия и политическая раздробленность казахских земель.
“Жеты Жаргы” юридический закрепляли нормы средневекового казахского общества. В них были самым тщательным образом изложены нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положение о налогах, религиозных воззрениях, семейных отношениях, то есть охватывали практически все стороны жизни казахского общества.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической церкви.
Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Протестантизм получил рас во всей Европе в вероучениях последователей Лютера: (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
Комплекс мер, принятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.
Причины Реформации
Предтечи Реформации
Лютеранская Реформация
Анабаптисты
Кальвинистская Реформация
Россия и Реформация
Контрреформация
Итоги Реформации
См. также
Тауке хан и его законы
Политика Тауке хана (1680-1718 гг.)
Попытка укрепления Казахского ханства и объединения племен Казахстана в единое государство принадлежит сыну Жангира - Тауке хану.
Основная цель политики - укрепления ханской власти и казахской государственности.
Внешняя политика:
Создание военного союза казахов с киргизами и каракалпаками ослабили на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Именно поэтому во многих источниках Тауке хана называют “ханом казахов, киргизов и каракалпаков”.
Для организации отпора джунгарам, в 1710 году хан Тауке проводил курултай казахских жузов, где было создано объединенные войско во главе Богенбай батыром.
С 1686 по 1693 гг. Тауке хан направил пять посольств в Сибирь, с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.
Внутренняя политика:
Нормализовал политическую ситуацию, ликвидировал раздробленность казахских земель и подчинил её к централизованной власти.
Совет биев превратил в важнейший орган, в задачи которого входило решения важнейших во внутренней и внешней политики ханства.
Совет биев созывался с участием наиболее влиятельных биев из казахских жузов: от Старшего – Толе бия, от Среднего – Казбек бия, от Младшего – Айтеке бия.
При нем был составлен свод норм обычного права “Жеты Жаргы” (Семь установлений) определивши основные принципы правопорядка и государственного устройства.
Время правления хана Тауке отличалось относительным спокойствием и названа в историй годами, когда “жаворонки клали яйца на овцах”.
В конце XVII века нормы обычного права были дополнены при хане Тауке в виде единого свода под названием “Жеты Жаргы” (Семь установлений). При составлении “Жеты Жаргы” участвовали представители всех трех жузов. Это свод законов “Жеты Жаргы” содержит:
а) нормы административного, уголовного, гражданского права;
б) положения о налогах и религиозных воззрениях;
в) порядок управления ханством;
г) узаконивание различных сборов в пользу хана и биев;
д) наказания за совершенные преступления.
Административное устройства.
Хан – титул правителя обладавшего гражданской, административной, судебной и военной властью. Ханом избирали только из Чингизидов. Личная охрана ханов – толенгуты.
Ханский Совет - состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен.
Курултай- собрания представителей трех жузов, один раз в год созывался для решения общих во общественной жизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных споров и т.д.
Городская верхушка – это чиновники местной администрации: везири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами или удельными правителями.
Казахское ханство из-за патриархально-феодальных отношений не сложилось в централизованное государство.
Существовала улусная система. Во главе улусов – султаны, Чингизиды из ханского рода. Территория улуса называлось- юртом. По свидетельству Ибн Рузбихана, в начале XVI века казахское ханство состояло – десять улусов. Каждый улус состоял примерно из 10 тыс. семей. Несколько семей составляли колено, определенное количество колен составляло – род или племя.
Казахское общество в эпоху средневековья по развитию социально-экономических отношений находилась на уровне патриархально-феодальных отношений, а сложившаяся казахская государственность была феодальной.
В 1718 году после смерти хана Тауке в Туркестане усилились джунгарские нашествия и политическая раздробленность казахских земель.
“Жеты Жаргы” юридический закрепляли нормы средневекового казахского общества. В них были самым тщательным образом изложены нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положение о налогах, религиозных воззрениях, семейных отношениях, то есть охватывали практически все стороны жизни казахского общества.