История бытовой культуры в первую очередь предполагает изучение материальных условий жизни общества и форм повседневного общения в ту или иную эпоху. В центре такого исследования стоит человек, семья, домашний очаг.
Первая группа вопросов связана с жилым домом. В нее входят организация интерьера, обстановка, утварь, техническое оснащение — все то, что обеспечивало потребности повседневной жизни обитателей дома, их комфорт, гигиену.
Вторая группа вопросов лежит в области питания. Как питались люди? Чем различалась пища горожан и крестьян, богатых и бедных? Как изменились со временем система питания, еда, напитки? Объектом внимания историка быта является и одежда: ее основные виды, компоненты, покрой, аксессуары, ткани и т.п.
Историю костюма обязательно дополняет история прически, косметики, парфюмерии и других украшения внешности. Личная гигиена и элементарные заботы о поддержании здоровья входили в круг повседневных забот семьи и индивида и таким образом расширяют сферу проблематики истории быта, хотя нередко пересекаются с историей собственно медицины и здравоохранения.
На самом деле трудно говорить о том, чем питался средневековый горожанин, не представляя себе, какие культуры выращивались в его местности. С другой стороны, за пределами своего дома человек повседневно сталкивается с условиями общественного быта, частью которого является он сам и в создании которого он принимал то или иное участие.
Это относится к благоустройству улиц (освещению, канализации, водоснабжению), строительству и функционированию мест общественного пользования, продовольственному снабжению и др.
Однако материальными условиями не исчерпываются состояние, содержание и тенденции развития быта. В неменьшей степени можно говорить о его социокультурной наполненности. Так, средневековая бытовая культура отличалась ярко выраженной стратифицированностъю. При этом речь идет не только о недоступности для одних слоев тех вещей, благ, удобств и удовольствий, которые были доступны для других, из-за разницы в их имущественном положении. Различные стороны быта — одежда, украшения, убранство жилища, структура питания, сервировка стола и многое другое — были помимо прочего средством выражения общественных функций и статуса человека, стремлением утвердить их или изменить.
В организации быта, в вещах отражаются нормы и стереотипы поведения, религиозно-этическая обусловленность, эстетические устремления отдельно взятого человека и социума, к которому он принадлежал. Они же в свою очередь зависели от общественной психологии и ментальности, от господствующего мировоззрения эпохи.
Осознание человеком своей индивидуальности и собственной значимости, признание им самим и обществом необходимости и полезности его земных трудов и радостное ощущение этого — то, к пониманию чего медленно шло средневековое общество, что было в полной мере пережито человеком Ренессанса и сформулировано в концепциях гуманистов — не могло оставить без изменений и бытовую сторону жизни. Реформация опять — но уже по-новому — ограничила возможности индивида к самовыражению на бытовом уровне.
Изменения в стереотипах поведения формировали моду: она проявлялась в прическе, одежде; планировке дома, кушаньях и т.п. Мода аристократии со временем в том или ином виде становилась достоянием более широких социальных слоев. Запреты на роскошь благополучно обходились. Влияние моды распространялось не только сверху вниз по общественной лестнице.
Отдельные элементы народного быта, в частности одежды, воспринимались в высших слоях. Подражание было составной частью того механизма, с которого формировалась бытовая культура эпохи и культура в более широком понимании.
В то же время и на повседневном быте отражались общие художественные направления и стили эпохи, поздняя готика, ренессанс, барокко. Но вместе с общеевропейскими формировались региональные и национальные тенденции художественного стиля в бытовой культуре.
Несмотря на усложнение общественной жизни и обогащение ее форм, жизнь стала более «домашней», а дом как средоточие внутренней жизни, личных интересов выступает на первый план. Возрос интерес всех и каждого — от государя до простого смертного — к своим владениям, дому, обустройство которых становится делом чести, престижа, проявлением индивидуальности.
При освещении истории быта следует принимать во внимание то обстоятельство, что хотя в эпоху Ренессанса жизнь стала более динамичной, технические новшества тем не менее случались редко, изменения в области быта происходили крайне медленно, и их трудно связать с данной, конкретной темой.
В те времена церковь была весьма влиятельна не только в религиозных делах, но прежде всего в мирских.
Наполеон хотел, чтобы католическая церковь ему поддерживать его правление.
Для упрочения своей диктатуры Наполеон считал необходимым сотрудничество с католической церковью, сотрудничество, основанное, однако, на безусловном подчинении духовной власти светской.
Церковь была нужна Наполеону для борьбы с революционными настроениями и для идеологического воздействия на подданных; она должна была стать орудием полицейского надзора, — Наполеон требовал, чтобы священники так же следили за умонастроением верующих, как полиция за их поведением; наконец, союз с Ватиканом должен был до некоторой степени ослабить стан врагов Наполеона.
Наполеон сам с циничной откровенностью разъяснил, в чем он видел необходимость религии. «Общество без религии,— говорил он,— подобно кораблю без компаса. Одна лишь религия дает государству прочную и твердую опору... Общество не может существовать без религии. Когда один человек умирает с голоду, а рядом с ним другой обжирается, то первый не может примириться с таким противоречием, если нет власти, которая сказала бы ему: «Так хочет бог, на этом свете должны быть бедные и богатые. Но потом, когда ты перейдешь в жизнь вечную, там все будет устроено по-иному».
В силу указанных выше причин Наполеон тотчас же после завоевания большей части Италии (в 1800 году) начал переговоры с римской курией о соглашении.
Папа Пий VII, однако, не сразу проявил покорность, и Наполеону пришлось потратить немало дипломатического искусства, чтобы добиться заключения конкордата. 15 июля 1801 г. конкордат, наконец, был подписан.
Его основной смысл заключался, во-первых, в полном подчинении церкви государству и, во-вторых, в уничтожении установлений революции, стеснявших отправление религиозных культов. Католическая религия объявлялась религией большинства французов (но не государственной религией).
Назначение на должность архиепископа и епископов производилось Наполеоном: папа лишь посвящал в сан указанных Наполеоном лиц. Духовенство приносило присягу верности правительству и обязывалось ничего не предпринимать против общественного спокойствия.
Более того, ему вменялось в обязанность доносить о всяком заговоре против государства.
В 1809 году Наполеон пошел еще дальше: своим декретом он лишил папу светской власти, после чего французские войска оккупировали Рим, а Пий VII, который пробовал сопротивляться, был взят под стражу и отправлен во Францию (в г. Савонну), где и пробыл в качестве почетного пленника до падения империи (то есть до 1814 года).
История бытовой культуры в первую очередь предполагает изучение материальных условий жизни общества и форм повседневного общения в ту или иную эпоху. В центре такого исследования стоит человек, семья, домашний очаг.
Первая группа вопросов связана с жилым домом. В нее входят организация интерьера, обстановка, утварь, техническое оснащение — все то, что обеспечивало потребности повседневной жизни обитателей дома, их комфорт, гигиену.
Вторая группа вопросов лежит в области питания. Как питались люди? Чем различалась пища горожан и крестьян, богатых и бедных? Как изменились со временем система питания, еда, напитки? Объектом внимания историка быта является и одежда: ее основные виды, компоненты, покрой, аксессуары, ткани и т.п.
Историю костюма обязательно дополняет история прически, косметики, парфюмерии и других украшения внешности. Личная гигиена и элементарные заботы о поддержании здоровья входили в круг повседневных забот семьи и индивида и таким образом расширяют сферу проблематики истории быта, хотя нередко пересекаются с историей собственно медицины и здравоохранения.
На самом деле трудно говорить о том, чем питался средневековый горожанин, не представляя себе, какие культуры выращивались в его местности. С другой стороны, за пределами своего дома человек повседневно сталкивается с условиями общественного быта, частью которого является он сам и в создании которого он принимал то или иное участие.
Это относится к благоустройству улиц (освещению, канализации, водоснабжению), строительству и функционированию мест общественного пользования, продовольственному снабжению и др.
Однако материальными условиями не исчерпываются состояние, содержание и тенденции развития быта. В неменьшей степени можно говорить о его социокультурной наполненности. Так, средневековая бытовая культура отличалась ярко выраженной стратифицированностъю. При этом речь идет не только о недоступности для одних слоев тех вещей, благ, удобств и удовольствий, которые были доступны для других, из-за разницы в их имущественном положении. Различные стороны быта — одежда, украшения, убранство жилища, структура питания, сервировка стола и многое другое — были помимо прочего средством выражения общественных функций и статуса человека, стремлением утвердить их или изменить.
В организации быта, в вещах отражаются нормы и стереотипы поведения, религиозно-этическая обусловленность, эстетические устремления отдельно взятого человека и социума, к которому он принадлежал. Они же в свою очередь зависели от общественной психологии и ментальности, от господствующего мировоззрения эпохи.
Осознание человеком своей индивидуальности и собственной значимости, признание им самим и обществом необходимости и полезности его земных трудов и радостное ощущение этого — то, к пониманию чего медленно шло средневековое общество, что было в полной мере пережито человеком Ренессанса и сформулировано в концепциях гуманистов — не могло оставить без изменений и бытовую сторону жизни. Реформация опять — но уже по-новому — ограничила возможности индивида к самовыражению на бытовом уровне.
Изменения в стереотипах поведения формировали моду: она проявлялась в прическе, одежде; планировке дома, кушаньях и т.п. Мода аристократии со временем в том или ином виде становилась достоянием более широких социальных слоев. Запреты на роскошь благополучно обходились. Влияние моды распространялось не только сверху вниз по общественной лестнице.
Отдельные элементы народного быта, в частности одежды, воспринимались в высших слоях. Подражание было составной частью того механизма, с которого формировалась бытовая культура эпохи и культура в более широком понимании.
В то же время и на повседневном быте отражались общие художественные направления и стили эпохи, поздняя готика, ренессанс, барокко. Но вместе с общеевропейскими формировались региональные и национальные тенденции художественного стиля в бытовой культуре.
Несмотря на усложнение общественной жизни и обогащение ее форм, жизнь стала более «домашней», а дом как средоточие внутренней жизни, личных интересов выступает на первый план. Возрос интерес всех и каждого — от государя до простого смертного — к своим владениям, дому, обустройство которых становится делом чести, престижа, проявлением индивидуальности.
При освещении истории быта следует принимать во внимание то обстоятельство, что хотя в эпоху Ренессанса жизнь стала более динамичной, технические новшества тем не менее случались редко, изменения в области быта происходили крайне медленно, и их трудно связать с данной, конкретной темой.
Объяснение: ДАЙ КОРОНУ
Борьба за власть.
В те времена церковь была весьма влиятельна не только в религиозных делах, но прежде всего в мирских.
Наполеон хотел, чтобы католическая церковь ему поддерживать его правление.
Для упрочения своей диктатуры Наполеон считал необходимым сотрудничество с католической церковью, сотрудничество, основанное, однако, на безусловном подчинении духовной власти светской.
Церковь была нужна Наполеону для борьбы с революционными настроениями и для идеологического воздействия на подданных; она должна была стать орудием полицейского надзора, — Наполеон требовал, чтобы священники так же следили за умонастроением верующих, как полиция за их поведением; наконец, союз с Ватиканом должен был до некоторой степени ослабить стан врагов Наполеона.
Наполеон сам с циничной откровенностью разъяснил, в чем он видел необходимость религии. «Общество без религии,— говорил он,— подобно кораблю без компаса. Одна лишь религия дает государству прочную и твердую опору... Общество не может существовать без религии. Когда один человек умирает с голоду, а рядом с ним другой обжирается, то первый не может примириться с таким противоречием, если нет власти, которая сказала бы ему: «Так хочет бог, на этом свете должны быть бедные и богатые. Но потом, когда ты перейдешь в жизнь вечную, там все будет устроено по-иному».
В силу указанных выше причин Наполеон тотчас же после завоевания большей части Италии (в 1800 году) начал переговоры с римской курией о соглашении.
Папа Пий VII, однако, не сразу проявил покорность, и Наполеону пришлось потратить немало дипломатического искусства, чтобы добиться заключения конкордата. 15 июля 1801 г. конкордат, наконец, был подписан.
Его основной смысл заключался, во-первых, в полном подчинении церкви государству и, во-вторых, в уничтожении установлений революции, стеснявших отправление религиозных культов. Католическая религия объявлялась религией большинства французов (но не государственной религией).
Назначение на должность архиепископа и епископов производилось Наполеоном: папа лишь посвящал в сан указанных Наполеоном лиц. Духовенство приносило присягу верности правительству и обязывалось ничего не предпринимать против общественного спокойствия.
Более того, ему вменялось в обязанность доносить о всяком заговоре против государства.
В 1809 году Наполеон пошел еще дальше: своим декретом он лишил папу светской власти, после чего французские войска оккупировали Рим, а Пий VII, который пробовал сопротивляться, был взят под стражу и отправлен во Францию (в г. Савонну), где и пробыл в качестве почетного пленника до падения империи (то есть до 1814 года).