А) Обозначьте на ленте времени следующие события: Вторая Пуническая война, период жизни древнекитайского философа Конфуция, поход Александра Македонского на Восток, основание Рима, битва при Фермопилах. Ленту времени изобразите самостоятельно ( ).
Б) Мог ли афинский политик Солон знать о завоевательных походах персов под предводительством Кира Великого? ответ обоснуйте ( ).
В) Объясните, почему календарь был изобретён земледельцами, а не скотоводами или ремесленниками. ответ должен содержать не менее двух предложений ( ).
Задание 2 ( ).
Как работать с историческим источником
Прочитайте фрагмент из труда Страбона «География» и выполните задание.
«И эта страна [Египет], и прилегающая к ней, и находящаяся за ней страна эфиопов получают от Нила некоторые общие свойства, ибо во время подъёма воды река поит их, делая обитаемой только ту их часть, которая покрывается [водой] во время половодья, лежащую же выше и дальше от течения оставляя с обеих сторон ненаселённой и пустынной из-за безводья. Однако Нил протекает не через всю Эфиопию, и протекает он не один, и не по прямой линии, и по земле недостаточно хорошо населённой: по Египту же он протекает один через всю страну и по прямой линии…»
Источник: Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. акад. В. В. Струве // Т. 1.: Древний Восток. М.: Учпедгиз, 1950. С. 26–30.
Подумайте, как течение Нила влияло на условия жизни и занятия египтян и эфиопов. Какие древние государства также зависели от крупных рек? Сформулируйте не менее двух выводов.
Задание 3 ( ).
Как решать кейсы
Прочитайте тексты и выполните задания
А) Юные путешественники Маша и Миша нашли машину времени и с её попали в одно древнее государство. Им сразу понравился комфортный тёплый климат. Осматривая окрестности, они увидели поля и пастбища. Им стало интересно, зачем же нужны эти насыпи по берегам крупных рек, которые, очевидно, были связаны с занятиями местных жителей. Попав в небольшой город, они удивились, насколько широкой была городская стена. Дома в городе были сделаны из глины и также отличались толстыми стенами.
Подумайте, в какое древнее государство перенеслись Маша и Миша? Чем занимались жители этого государства? ответ должен содержать не менее двух предложений.
Б) Немного погостив, Маша и Миша решили отправиться дальше. Машина времени перенесла их в другой регион, резко отличающийся от предыдущего, – Индию.
Расскажите, что Маша и Миша увидели перед собой, оказавшись в Индии. ответ должен содержать не менее двух предложений.
Задание 4 ( ).
Как работать с историческим источником
Прочитайте фрагменты из Кодекса законов царя Хаммурапи и выполните задание.
«Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён.
Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.
Если вол человека бодлив, ему (хозяину) будет заявлено о его пороке, а именно, что он бодлив, а тот не притупит ему рогов и не спутает своего вола и этот вол забодает сына человека и причинит ему смерть, – он должен отдать 1/2 мины серебра. Если погибший – раб человека, – он должен отдать 1/3 мины серебра.
Если человек купит раба или рабыню и по месяца его постигнет падучая (болезнь), – покупатель может вернуть их своему продавцу и получить обратно отвешенное им серебро».
Источник: Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. акад. В. В. Струве // Т. 1.: Древний Восток. М.: Учпедгиз, 1950. С. 149–176.
Подумайте, какое положение в вавилонском обществе занимали рабы. Были ли защищены их права? Почему? ответ должен содержать не менее двух предложений.
Задание 5 ( ).
Как выполнять письменное задание
Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы.
image1.jpg
Иллюстрация / pixabay.com
К какому пантеону относится изображённый бог? Почему он представлен с головой слона? ответ на задание должен содержать не менее двух предложений.
Империалистік дәуірде жеке елдердің біркелкі дамымауының нәтижесінде бірінші дүниежүзілік соғыс болды. XX ғасырдың басында халықаралық жағдай күрт шиеленісіп, ірі мемлекеттер арасындағы бақталастық күрес күшейді. Англия дүниежүзілік шеберхана атанған дәрежесінен өнеркәсібі дамудағы бірінші орнынан айрылды. Елдің басын біріктіру арқасында және Француз–прусс соғысының нәтижесінде бес миллиард марк контрибуция алған Германия өз экономикасын жедел дамыту мүмкіндігіне жетіп, өнеркәсіп өнімдерін шығаруда Англияны үшінші орынға ығыстырып, дүние жүзінде АҚШ-тан кейінгі екінші орынға шықты. 1912 жылы мысалы, Германияда 17,6 миллион тонна шойын қорытылса, Англияда 9 миллион тонна ғана болды. Экономикалық қуатының шапшаң өсуін пайдаланған жас герман империалистері жаңа нарықтық аймақтарды алуға, отарланған жерлерді қайта бөлісуге, еуропалық континентте билік жүргізуге тырысты.
Рабочее движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и.т.д.
Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других стран .
Империалистік дәуірде жеке елдердің біркелкі дамымауының нәтижесінде бірінші дүниежүзілік соғыс болды. XX ғасырдың басында халықаралық жағдай күрт шиеленісіп, ірі мемлекеттер арасындағы бақталастық күрес күшейді. Англия дүниежүзілік шеберхана атанған дәрежесінен өнеркәсібі дамудағы бірінші орнынан айрылды. Елдің басын біріктіру арқасында және Француз–прусс соғысының нәтижесінде бес миллиард марк контрибуция алған Германия өз экономикасын жедел дамыту мүмкіндігіне жетіп, өнеркәсіп өнімдерін шығаруда Англияны үшінші орынға ығыстырып, дүние жүзінде АҚШ-тан кейінгі екінші орынға шықты. 1912 жылы мысалы, Германияда 17,6 миллион тонна шойын қорытылса, Англияда 9 миллион тонна ғана болды. Экономикалық қуатының шапшаң өсуін пайдаланған жас герман империалистері жаңа нарықтық аймақтарды алуға, отарланған жерлерді қайта бөлісуге, еуропалық континентте билік жүргізуге тырысты.
Рабочее движение в Казахстане в 1905—1907 гг. вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих, тесно связанных с общим ходом революционных процессов в России: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г медеплавильном заводе, в Карагандинских копях и на Успенском руднике в июне 1907 г., на предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная и.т.д.
Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили 8-часовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а иногда целыми дорогами; организовывали боевые дружины и т. д. Возникшие в период высшего подъема революции в октябре-декабре 1905 г. железнодорожные комитеты Перовска, Петропавловска, Уральска и других стран .