Задание 1%. Перед вами два сообщения о взятии Кон- стантинополя, написанные современниками событий.
Какие точки зрения они выражают? Подумайте, какое со-
оружение один из авторов (документ 2) называет Великой
церковью. Кого он именует варварами?
1.
...Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было
достаточно для всех). Таким образом, войско пилигримов и венеци-
анцев разместилось по квартирам, и все радовались чести и победе,
которой удостоил Их Бог, ибо те, кто находился (ранее] в бедности,
[теперь] пребывали в богатстве и роскоши. Так отпраздновали они
в этом торжестве и в этой радости, ни Богом, Вербное
воскресенье и Великую Пасху. Им следовало, конечно, всемерно
восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не
более двадцати тысяч вооружённых людей, а с Божьей
они одолели четыреста тысяч человек или даже более, и притом в
самом могущественном городе, отлично защищённом, городе вели-
ком и укреплённом со всех сторон.
2.
...Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только
имущество горожан, но и то, что посвящено Богу.
Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно по-
верить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов,
сплавленных огнём и слившихся друг с другом ввершину много-
цветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех
народов, был разбит и разделен на части грабителями, равным
образом и все церковные сокровища, несметные количеством и
бесконечно прекрасные.
Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить
мольбами или как-то расположить к себе этих варваров... Всё могло за правильный ответ
Особенностью реформы 1861 было сохранение общины, надельная земля передавалась крестьянам на правах коллективной формы общинного пользования, а после выкупа — общинной собственности. Выход из общины не был закрыт, но очень затруднен. Законодатели в абсолютном большинстве (за исключением Ю. Ф. Самарина) не были сторонниками сохранения общины, однако пошли на ее сохранение, как им тогда казалось, временно. Они исходили из того, что община «представляет на первый раз самый твердый оплот против последних усилий помещиков сохранить за собой сильную власть помещика над крестьянами, не привыкшими быть еще свободными хозяевами своей только что создающейся собственности». Кроме того, община представлялась мощным препятствием процессу пролетаризации крестьянства и назреванию социальных взрывов. Были и фискальные соображения — облегчение для власти в сборе повинностей и платежей. Однако в перспективе законодатели видели неизбежность постепенного выхода из общины, переход от коллективной крестьянской собственности к индивидуальной, создание самостоятельного мелкого крестьянского хозяйства наряду с сохранением крупного помещичьего по примеру Пруссии и Австрии. Крестьянская реформа 1861 предусматривала упразднение вотчинной власти, а также устройство крестьянского выборного самоуправления, которое рассматривалось как основа для участия крестьян в новом местном всесословном самоуправлении. Таким образом, сословность, как и община, представлялась институтом временным, неизбежным и оправданным только для переходного периода. «Положение» и Манифест об отмене крепостного права были опубликованы великим постом — с 7 марта по 2 апреля; в Петербурге и Москве — 5 марта. Крестьянская реформа 1861 распространялась на помещичьих крестьян Европейской части России. Для национальных окраин были разработаны аналогичные законодательные акты в последующие десятилетия. Принципы крестьянской реформы были положены в основание законов, принятых для удельной и государственной деревни (1863,1866 и 1886).
Это был первый шаг по созданию третьего направления в христианстве - протестантизма с его культом честной и напряженной работы, которая обязательно вознаграждается Богом и не чем иным, как богатством. Это было, на мой взгляд, для капиталистической Европы самым главным. Хотя можно назвать и другие весьма важные новшества. На Вас ведь интересуют последствия для Западной Европы. Эта же идея подтолкнула развитие европейского бизнеса и, как следствие сформировать правовое государство и гражданское общество.