Задание 1. Работа с терминами. Прочитайте определения терминов. Сформулируйте определение своими словами, используя сначала 5 слов, затем – 3 слова, выразите одним словом. Антропогенез - (от гр. antropos – человек + genos – рождение) – процесс эволюционно-исторического формирования человека; раздел антропологии – учение о происхождении человека. Этногенез - это процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. Этнос - (от греч. — народ) — исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общими языковыми и культурными признаками. Этническая общность калық - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ).
Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного- никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь применять оружие. В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов - жестокие, безжалостные бои. Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение». Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей. Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша отцу, тот принимался сам колотить несчастного. Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал; он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то его - за неловкость и трусость - запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя. «Терпеть» - вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает. Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу.
Два периода культуры
XIII – 80-е годы XIV века – падение конец XIV - XV века - возрождение Устное народное творчество – былины и песни, пословицы и поговорки, сказки и заговоры, обряды и иная поэзия-отразило представления русских людей о своем об окружающем мире. Былины о Василии Буслаеве и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны. Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах, кроме фактов древнерусской истории, отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликова, освобождение от ига Орды. Фольклорные черты имеют многие произведения литературы – сказания, например, о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол – хана и его отряда. В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327г., а с другой – игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимают это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: « Нина ком не взыскалося». Литература, историческая мысль«Сказание о Мамаевом Побоище»
«Повесть о разорении Москвы ханом Тохтамышем»
Впервые излагаются факты русской истории в контексте мировой истории. Изложение начинается с происхождения славян, со ссылкой на «Повести временных лет, тем самым подчёркивается преемственная связь поколений.