Задание 1. Тестовые задания на соответствие. Значение. Понятие.
А) переносное жилище кочевников
Б) процесс происхождения народа
В) наука, изучающая материальную и духовную культуру народа
Г) название народа, племени: имя народа
Д) своды генеалогии казахов
Е) народ (племя, народность, нация)
5
1. Шежире
2. Этногенез
3. Этнография
4. Этноним
5. Юрта
6. этнос
А БВГДЕ ( )
Задание 2. Дать определение следующим понятиям.
Хан
Визирь
Баскаки
Даруги
Малики
( )
Задание 3. Определите, какие утверждения являются верными, а какие неверными.
№ Содержание информации Верно Неверно
1. Столицей Ак Орды стал город Сыгнак, земли также назывались Узбекским улусом.
2. В восточной половине Чагатайского улуса возникло государство, которое именуется в источниках Могулистан, или страна могулов.
3. В ханстве Абулхаира самым многочисленным племенем были мангыты
4. В составе населения Могулистана были только монгольские племена
5. Этническая основа государств Ак Орды, Могулистана, Ногайской Орды, ханства Абулхаира привело к сложению трех жузов.
( )
Задание 4. Найди в этом тексте 3 ошибки. Подчеркни их и объясни, как было на самом деле.
После монгольского завоевания число городов в Южном Казахстане увеличилось. Чингизиды заботились о благосостоянии городов, освободили их жителей от налогов. В результате против монголов не было городских восстаний.
На самом деле…
1)
2)
3)
( )
Задание 5. Определить феодальные государства и их основателей.
1) Могулистан
2) Ногайская орда
3) Золотая Орда
4) «Государство кочевых узбеков»
5) Государство Тимура А) Абулхаир хан
В) Батый
С) Туглук-Тимур
Д) Едыге
Е) Тамерлан( Тимур)
12345
( )
В теоретических разработках М. А. Барга, Е. Б. Черняка, А. Н. Чистозвонова и др. внесены многие коррективы в офранцуженный образ буржуазной революции вообще. Однако тезис о невозможности чисто буржуазной революции, о слиянии в ней и различных народных движений, а также об обреченности этих параллельных потоков лишь на вс роль в самой революции остался. По-видимому, это обусловлено тем, что западноевропейские революции в самом деле крайне трудно расчленить на отдельные составлявшие их потоки хотя бы в целях научного анализа.
Поскольку латиноамериканские революции поддаются такой операции гораздо легче, это позволяет более пристально вглядеться в черты народных движений, глубже проникнуть в суть их воздействия на содержание и характер буржуазной революции, а быть может, и уточнить их место в ряду уже известных исторических явлений данного рода. И в этом вопросе мы вплотную подходим к феномену революционного демократизма и к дискуссии 1987 г. о критериях его определения.
В ходе дискуссии известный специалист В. А. Дьяков на основе уже имевшихся результатов исследований данного явления не только в Европе и России, но также в Азии, Африке и Латинской Америке обобщил сущностные черты революционного демократизма: 1) Бескомпромиссная революционность, т. е. готовность бороться против социального, национального и религиозного гнета любыми, в том числе насильственными средствами; 2) Искренний и глубокий демократизм, выражающийся в последовательной и самоотверженной защите интересов трудящихся масс; 3) Вера в необходимость социалистического переустройства общества, как правило, на основе утопических, но иногда и научных теорий (курсив мой. Н. М.) .
Какова же основа программы революционной демократии? В наиболее типичной обстановке, характерной для Европы и большей части азиатского материка, писал Дьяков, революционный демократизм является выразителем интересов крестьянства и других социальных слоев, ведущих борьбу против феодализма и его пережитков, за установление общественных отношений последовательно буржуазного характера. В этом качестве революционный демократизм никогда не мог и не может полностью оторваться, с одной стороны, от буржуазно-демократической идеологии, довольно восприимчивой к воздействию либерализма, с другой от различных теорий утопического социализма со всеми свойственными им прогрессивными и реакционными тенденциями (курсив мой. Н. М.) .
В. Я. Гросул внес небольшую, но важную поправку к критериям Дьякова. Поскольку в эпоху перехода от феодализма к капитализму большинство населения составляло крестьянство, а его идеалом являлся не социализм, а крепкий мужик, равенство частной собственности, то к революционному демократизму, по его мнению, можно отнести и такие движения, которые, не ставя перед собой цели социалистического переустройства общества, руководствовались идеалом экономического равенства, т. е. эгалитаризма.