ЗАДАНИЕ № 3
Прочитайте внимательно текст и ответьте на во к нему.
Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших
венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить
молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца
Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и
докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений
духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых
боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…
Вам самим известно, что в году Карл Ходкевич приходил со всем полевым
войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со
многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска;
никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию,
не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман
пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас. Сдайтесь нам пленными…»
1 К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С
какими событиями связан этот документ?
2 Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в
каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного
источника по изучаемым событиям.
3 Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с
иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.
ответ:
объяснение:
древнеегипетская цивилизация возникла в северо-восточной африке, в долине и дельте нила (течет с юга на север, впадает в средиземное море).
нил – одна из самых больших рек в мире (протяженность 1200 окруженная пустынями. с запада к нилу примыкает ливийская пустыня, с востока – аравийская пустыня, с юга – нубийская пустыня.
предыстория
• ежегодный разлив нила делает почву плодородной. возникают условия для занятий земледелием. (см. видео «бог хапи – создатель цивилизации египта»).
• необходимость совместных работ по строительству оросительных систем (сети каналов и ) способствует объединению сельских общин.
климат в египте жаркий и сухой, поэтому приходилось поливать посевы речной водой. со временем люди стали рыть каналы, по которым речная вода могла поступать на поля. для выполнения этой сложной работы, которую трудно делать в одиночку, приходилось объединяться нескольким сельским общинам. руководил работами номарх, которого выбирали общинники. постепенно он становился правителем нома – подвластной ему территории.
• борьба правителей номов за плодородные земли приводит к слиянию номов.
в древности на территории египта существовало около 40 номов, правители которых стремились подчинить соседей. в результате объединения номов возникли два больших царства – нижний (дельта нила) и верхний (долина нила) египет.
• царь верхнего египта подчиняет нижний египет.
происходит объединение египта. столицей единого государства становится мемфис, находившийся на границе нижнего и верхнего египта.
события
около 3000 г. до н.э. – образование единого древнеегипетского государства со столицей в мемфисе.
около 4 тыс. – 2,5 тыс. до н.э. – возникновение древнего царства.
первый переходный период.
около 21–18 вв. до н.э. – создание среднего царства.
второй переходный период.
16–11 вв. до н.э. – появление нового царства.
участники
фараон (от греч. «дом великий») – царь, верховный правитель объединенного египта. фараонов египтяне считали богами.
вельможи – царские советники, военачальники, чиновники, свита при дворе фараона.
жрецы – служители богов, в представлении египтян посредники между человеком и богами.
писцы, стражники и воины.
земледельцы и ремесленники – самая многочисленная часть населения древнего египта.
рабы: использовались в царских и храмовых хозяйствах, в хозяйствах рабовладельцев-аристократов (чиновников), выполняли самую тяжелую работу. чаще всего это были иноземцы, захваченные в плен во время войны.
формой правления в египте была восточная деспотия (от греч. «неограниченная власть»).
параллели
государства, подобные древнеегипетскому, сформировались в первых тысячелетиях до нашей эры по всей азии: в месопотамии, северной индии, китае. все они возникали в долинах великих рек – ефрата и тигра (см. урок “древнее двуречье”), инда и ганга (см. урок “природа и люди древней индии”), янцзы и хуанхэ (см. урок “чему учил китайский мудрец конфуций”). сходными были причины их появления, социальное и государственное устройство. повсюду правили обожествляемые правители, владевшие всей землей и опиравшиеся на чиновников и жрецов. все эти цивилизации пережили периоды распада, борьбы между местными правителями, снова объединялись в региональные империи и снова распадались из-за внутренних неурядиц и нападений соседей-кочевников.