Задание 3. Работа архивариуса. Найти ошибки. Проверить исторический документ вставить необходимые слова в места, где время испортило текст.
Крестьяне в эпоху Екатерины II составляли около 50% населения, а крепостные крестьяне — более 30%, в то время как дворяне составляли всего 1%, а остальные сословия — 9%. Широких размеров достигла торговля ремесленниками: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили, насильно женили. Несмотря на привилегии, в эпоху Екатерины II среди крестьян сильно выросло имущественное неравенство: на фоне отдельных крупных состояний экономическое положение части крестьянства ухудшилось. Однако реформы императрицы были нацелены на модернизацию общества, развитие образования, появление «среднего рода людей» – зажиточных и послушных граждан, подъем и процветание промышленности и торговли, но в рамках существующей феодально-крепостнической системы
Царя – помазанника Божия, последнего защитника Церкви на земле – надо было сместить, потому что он сдерживал Запад от захвата власти в мире. Однако в своей некомпетентности аристократы-революционеры февраля 1917 года вскоре потеряли контроль над ситуацией, и через несколько месяцев власть перешла от них к низам низов – к преступникам большевикам. Большевики же взяли курс на массовое насилие и геноцид, на «красный террор», подобный террору во Франции пятью поколениями ранее, но уже с гораздо более жестокими технологиями XX века.
Тогда была искажена и идеологическая формула православной империи. Напомню, что она звучала так: «Православие, самодержавие, народность». Но ее злонамеренно трактовали так: «обскурантизм, тирания, национализм». Безбожные коммунисты деформировали эту идеологию ещё больше, так что она превратилась в «централизованный коммунизм, тоталитарную диктатуру, национал-большевизм». А что же означала первоначальная идеологическая триада? Она означала: «(полное, воплощенное) истинное христианство, духовная независимость (от сил мира сего) и любовь к народу Божию».
В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель
Избранный Патриархом в 1606 году Казанский митрополит Гермоген (Ермоген) вскоре стал признанным духовным главой государства. Разгоревшаяся с новой силой Смута потребовала от него подвижнического служения Отечеству. Велика роль Гермогена в собирании русского народа на борьбу с иноземными завоевателями. Он стал духовным стержнем сопротивления, во главе которого стояли Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.
С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении в Чудовом монастыре, куда его заточили поляки, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, призывали русский народ к освобождению Москвы от врагов. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».
Поляки жестоко пытали Патриарха и в конце концов уморили его голодом, но не сломили. Гермоген мученически умер 17 февраля 1612 года. Весть о его подвижнической смерти стала мощным стимулом для укрепления народного духа.
Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была отмечена Господом — при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного явилось чудо: через 40 лет после смерти Гермоген лежал как живой. Его нетленные мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля.
В 1913 году Патриарх Гермоген был причислен к лику святых. Тогда же было принято решение воздвигнуть ему памятник у стен Кремля. Но после революции на том месте был установлен мавзолей. Только через сто лет после прославления Гермогена - 25 мая 2013 года благодарные потомки открыли ему памятник у стен Кремля.