Международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Антифашистское движение зародилось в 1920-е гг. в целом ряде стран в ответ на наступление фашизма и национал-социализма.
Благодаря консолидации левых сил и подъему масс против наступающей диктатуры, в 1934 г. была пресечена попытка фашистского путча во Франции. Одной из наиболее ярких страниц антифашистского движения накануне 2-й мировой войны стала национально революционная война (1936-1939 гг.) испанских республиканцев против фашистских мятежников генерала Ф. Франко. Значительного подъема антифашистское движение достигло в 1920-1930-х гг. в Германии. Ведущую роль в нем играла Коммунистическая партия Германии (КПГ), по инициативе которой в 1930 г. был создан Союз борьбы против фашизма. В этот союз входили также и многие представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Своей активной политической деятельностью, митингами и демонстрациями антифашисты пытались не допустить к власти партию Адольфа Гитлера. Однако отсутствие единства между немецкими коммунистами и социал-демократами значительно установлению в 1933 г. в Германии нацистской диктатуры. Став канцлером, Гитлер обрушил на антифашистов жесточайший террор и репрессии, были арестованы и впоследствии погибли в застенках многие видные деятели КПГ и СДПГ, в т. ч. председатель КПГ Эрнст Тельман. В 1939 г. в тюрьмах и концлагерях Германии находились уже тысячи антифашистов. Многие противники Гитлера были вынуждены эмигрировать, а те, кто решил остаться в стране, уходили в подполье. В Берлине и других городах Германии были образованы подпольные комитеты КПГ, которые пытались наладить контакт с также находящимися на нелегальном положении членами СДПГ. В 1938-1939 гг. в Берлине возникла сеть широких по своему социальному составу групп антифашистов, сотрудничавших с советской разведкой: «Корсиканец» А. Харнака, «Старшина» Х. Шульце-Бойзена и «Старик» А. Кукхоффа, которые затем в досье нацистов были объединены под общим названием «Красная капелла». Члены этих групп смогли поставить командованию Красной Армии значительный объем важной информации о планах вермахта в отношении СССР, о местонахождении ставки фюрера и др. Сразу после нападения Германии на Советский Союз, 24 июня 1941 г., ЦК КПГ заявил, что национальным долгом всех немцев является борьба за освобождение Германии от фашизма плечом к плечу с Советским Союзом. С 10 сентября 1941 г. с территории СССР начала вещание на Германию «Немецкая народная радиостанция», отражавшая взгляды на войну немецких коммунистов. Другое крыло антифашистского движения в Германии начало активизироваться после того, как войскам вермахта были нанесены первые тяжелые поражения на советско-германском фронте. Часть высших офицеров и чиновников госаппарата Германии сделала ставку на переворот сверху, устранение Гитлера и приход к власти военных. Их целью было не только скорее прекратить боевые действия, но и путем открытия фронта на западе для англо-американских войск не допустить прихода в Германию частей Красной Армии. 20 июля 1944 г., вскоре после высадки союзных войск во Франции, подполковник К. фон Штауффенберг совершил неудачное покушение на фюрера, в результате которого Гитлер был лишь легко ранен. Штауффенберг и другие активные участники заговора были расстреляны, а некоторые видные немецкие военачальники, сочувствовавшие заговорщикам, были вынуждены покончить жизнь самоубийством. Образование в июле 1943 г. на территории СССР Национального комитета «Свободная Германия» (в состав которого вошло много германских военнопленных) открыло путь к созданию союза немецких антифашистов из представителей всех слоев населения. Немецкие патриоты боролись против Гитлера, сражаясь в тылу вермахта, выпуская листовки с воззваниями к немецким солдатам, а также агитируя их через громковещательные установки, расположенные прямо на передовых позициях, переходить на сторону советских войск. К концу войны значительно активизировала свои действия и КПГ. Несмотря на жестокий нацистский режим, к 1944 г. она имела уже десятки опорных пунктов в различных городах Германии. По мере продвижения частей Красной Армии и войск западных союзников по территории Германии немецкие антифашисты под контролем союзных оккупационных властей приступили к денацификации и демократическим преобразованиям в своей стране. 30 апреля 1945 г. в Германию вернулись руководители КПГ и комитета «Свободная Германия». В то же время в западных районах страны англо-американское командование привлекало к сотрудничеству многих членов СДПГ и других демократических партий. Немецкие антифашисты внесли свой достойный вклад в движение Сопротивления в годы 2-й мировой войны. В борьбе против гитлеровского режима погибло ок. 200 тыс. немецких антифашистов. Однако в целом антифашистское движение в Германии не смогло оказать существенного влияния на борьбу сил союзников против немецкого вермахта.
В Иране на рубеже V—VI вв. в царствование Кубада (488— 531 гг.) происходит крупное выступление народных масс против складывавшихся феодальных отношений. Этим движением руководил человек, вошедший в историю под именем Маздак. Как и все народные движения того времени, протест крестьян-общинников против закрепощения принял форму религиозного движения. Основателем этого религиозного движения был Зарадушт бен Хурраи. Некоторые относят время его жизни к концу III — началу IV в., но вероятнее, что он жил во второй половине V в. По его имени религиозное учение получило наименование «зардуштакан». Маздак был его учеником и последователем, Маздак проповедовал, что все люди равны и необходимо уничтожить неравенство, отнять у богачей их земли и имущество. По словам Табари, опирающегося на переводы среднеперсидской хроники, Маздак и его последователи провозглашали, что бог «создал блага на земле для того, чтобы люди поровну поделили их между собой, но люди при этом причинили друг другу обиду. Последователи Маздака утверждают, что они отбирают у богатых в пользу бедных и возвращают неимущим то, что отбирают у имущих, ибо если у кого-нибудь есть избыток денег, жен и прочего имущества, то из этого не следует, что ему принадлежит преимущественное право на все это». Или, как сообщает арабский автор, Маздак учил: «Необходимо обязательно взять у богатых для бедных, так чтобы сравнять их в собственности». Убийство, в том числе и убой скота, рассматривалось маздакитами как величайшее зло. Учение Маздака оправдывало пролитие крови, убийство лишь как средство обеспечить победу добра в борьбе против зла. Требования справедливого распределения жизненных благ и уничтожения неравенства распространению учения Маздака прежде всего среди крестьян-общинников. Великий поэт Фирдоуси в своей поэме «Шах-наме» следующим образом передает слова Маздака: Маздак говорил:
Проповедь Маздака имела огромный успех. Движение маздакитов в столице Ирана привело к тому, что массы голодающих стали громить хлебные склады вельмож и богачей. В короткое время восстание охватило всю страну. Маздак реквизировал имущество богатых и разделил его между бедняками. Было убито много крупных землевладельцев Ирана; большое число их бежало в соседние государства,
Шах Кубад I, опасаясь за свою жизнь, а также стремясь усилить центральную власть путем ослабления местных владетелей и крупнейших представителей знати, объявил себя сторонником учения Маздака. Мотивы действия Кубада историки объясняют по-разному. А. Гутшмид и Т. Нёльдеке, следуя прямым указаниям средневековых авторов, считали, что Кубад решил не противодействовать маздакитскому движению, надеясь направить его в выгодное для себя русло - на борьбу со знатью, а также с тесно связанным с ней духовенством. К этим объяснениям присоединились многие современные ученые, А. Кристенсен же, напротив, считает, что сам Кубад искренне присоединился к маздакитам, став верным последователем их учения. Большинство советских ученых считают, что в этом споре А. Кристенсен неправ. Политический расчет - вот что двигало Кубадом, а не симпатии к маздакитам, к простому народу. Шах Кубад был смещен знатью и заточен в темницу (496 г.). На престол возвели его брата, который должен был проводить в жизнь волю знати. Однако Кубаду удалось бежать, причем он отправился к эфталитам. Царь эфталитов был женат на его сестре. Появившись у эфталитов, Кубад женился на дочери эфталитского царя. Когда он достиг персидской границы, услыхал об этом его брат и бежал от него, а Кубад исполнил свое желание и казнил знатных». Итак, в 499 г. Кубад I с эфталитских войск снова воцаряется на престоле и проводит репрессии против той части знати, которая выступала против него. После того как с эфталитов Кубад снова овладел властью в стране, его отношения к маздакитам постепенно изменились; сперва тайно, а потом и открыто он стал бороться с последователями Маздака, как со своими самыми заклятыми врагами. В 528 и 529 гг., вероломно убив Маздака, Кубад уничтожил и других руководителей движения. Началось повсеместное зверское истребление последователей маздакизма. Важнейшей причиной поражения маздакизма было то обстоятельство, что феодальные отношения, против которых боролись маздакиты, представляли тогда исторически необходимую ступень развития, между тем как лозунг восстановления общинного равенства означал в тех условиях возвращение к уже разложившимся и изжившим себя формам общинно-родового строя. Однако восстание Маздака объективно носило прогрессивный характер, так как оно поднимало народ на борьбу против угнетения и эксплуатации. Идеи Маздака оказали огромное влияние на неимущие слои населения и широко распространились в Средней Азии, где в это время также начался процесс феодализации. Вскоре после разгрома маздакитского движения феодальные отношения в Иране были закреплены рядом реформ, проведенных сыном Кубада I Хосровом I Ануширваном (531 - 579 гг.) — непримиримым противником Маздака и маздакитов.
Международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Антифашистское движение зародилось в 1920-е гг. в целом ряде стран в ответ на наступление фашизма и национал-социализма.
Благодаря консолидации левых сил и подъему масс против наступающей диктатуры, в 1934 г. была пресечена попытка фашистского путча во Франции. Одной из наиболее ярких страниц антифашистского движения накануне 2-й мировой войны стала национально революционная война (1936-1939 гг.) испанских республиканцев против фашистских мятежников генерала Ф. Франко. Значительного подъема антифашистское движение достигло в 1920-1930-х гг. в Германии. Ведущую роль в нем играла Коммунистическая партия Германии (КПГ), по инициативе которой в 1930 г. был создан Союз борьбы против фашизма. В этот союз входили также и многие представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Своей активной политической деятельностью, митингами и демонстрациями антифашисты пытались не допустить к власти партию Адольфа Гитлера. Однако отсутствие единства между немецкими коммунистами и социал-демократами значительно установлению в 1933 г. в Германии нацистской диктатуры. Став канцлером, Гитлер обрушил на антифашистов жесточайший террор и репрессии, были арестованы и впоследствии погибли в застенках многие видные деятели КПГ и СДПГ, в т. ч. председатель КПГ Эрнст Тельман. В 1939 г. в тюрьмах и концлагерях Германии находились уже тысячи антифашистов. Многие противники Гитлера были вынуждены эмигрировать, а те, кто решил остаться в стране, уходили в подполье. В Берлине и других городах Германии были образованы подпольные комитеты КПГ, которые пытались наладить контакт с также находящимися на нелегальном положении членами СДПГ. В 1938-1939 гг. в Берлине возникла сеть широких по своему социальному составу групп антифашистов, сотрудничавших с советской разведкой: «Корсиканец» А. Харнака, «Старшина» Х. Шульце-Бойзена и «Старик» А. Кукхоффа, которые затем в досье нацистов были объединены под общим названием «Красная капелла». Члены этих групп смогли поставить командованию Красной Армии значительный объем важной информации о планах вермахта в отношении СССР, о местонахождении ставки фюрера и др. Сразу после нападения Германии на Советский Союз, 24 июня 1941 г., ЦК КПГ заявил, что национальным долгом всех немцев является борьба за освобождение Германии от фашизма плечом к плечу с Советским Союзом. С 10 сентября 1941 г. с территории СССР начала вещание на Германию «Немецкая народная радиостанция», отражавшая взгляды на войну немецких коммунистов. Другое крыло антифашистского движения в Германии начало активизироваться после того, как войскам вермахта были нанесены первые тяжелые поражения на советско-германском фронте. Часть высших офицеров и чиновников госаппарата Германии сделала ставку на переворот сверху, устранение Гитлера и приход к власти военных. Их целью было не только скорее прекратить боевые действия, но и путем открытия фронта на западе для англо-американских войск не допустить прихода в Германию частей Красной Армии. 20 июля 1944 г., вскоре после высадки союзных войск во Франции, подполковник К. фон Штауффенберг совершил неудачное покушение на фюрера, в результате которого Гитлер был лишь легко ранен. Штауффенберг и другие активные участники заговора были расстреляны, а некоторые видные немецкие военачальники, сочувствовавшие заговорщикам, были вынуждены покончить жизнь самоубийством. Образование в июле 1943 г. на территории СССР Национального комитета «Свободная Германия» (в состав которого вошло много германских военнопленных) открыло путь к созданию союза немецких антифашистов из представителей всех слоев населения. Немецкие патриоты боролись против Гитлера, сражаясь в тылу вермахта, выпуская листовки с воззваниями к немецким солдатам, а также агитируя их через громковещательные установки, расположенные прямо на передовых позициях, переходить на сторону советских войск. К концу войны значительно активизировала свои действия и КПГ. Несмотря на жестокий нацистский режим, к 1944 г. она имела уже десятки опорных пунктов в различных городах Германии. По мере продвижения частей Красной Армии и войск западных союзников по территории Германии немецкие антифашисты под контролем союзных оккупационных властей приступили к денацификации и демократическим преобразованиям в своей стране. 30 апреля 1945 г. в Германию вернулись руководители КПГ и комитета «Свободная Германия». В то же время в западных районах страны англо-американское командование привлекало к сотрудничеству многих членов СДПГ и других демократических партий. Немецкие антифашисты внесли свой достойный вклад в движение Сопротивления в годы 2-й мировой войны. В борьбе против гитлеровского режима погибло ок. 200 тыс. немецких антифашистов. Однако в целом антифашистское движение в Германии не смогло оказать существенного влияния на борьбу сил союзников против немецкого вермахта.
В Иране на рубеже V—VI вв. в царствование Кубада (488— 531 гг.) происходит крупное выступление народных масс против складывавшихся феодальных отношений. Этим движением руководил человек, вошедший в историю под именем Маздак. Как и все народные движения того времени, протест крестьян-общинников против закрепощения принял форму религиозного движения. Основателем этого религиозного движения был Зарадушт бен Хурраи. Некоторые относят время его жизни к концу III — началу IV в., но вероятнее, что он жил во второй половине V в. По его имени религиозное учение получило наименование «зардуштакан». Маздак был его учеником и последователем, Маздак проповедовал, что все люди равны и необходимо уничтожить неравенство, отнять у богачей их земли и имущество. По словам Табари, опирающегося на переводы среднеперсидской хроники, Маздак и его последователи провозглашали, что бог «создал блага на земле для того, чтобы люди поровну поделили их между собой, но люди при этом причинили друг другу обиду. Последователи Маздака утверждают, что они отбирают у богатых в пользу бедных и возвращают неимущим то, что отбирают у имущих, ибо если у кого-нибудь есть избыток денег, жен и прочего имущества, то из этого не следует, что ему принадлежит преимущественное право на все это». Или, как сообщает арабский автор, Маздак учил: «Необходимо обязательно взять у богатых для бедных, так чтобы сравнять их в собственности».
Убийство, в том числе и убой скота, рассматривалось маздакитами как величайшее зло. Учение Маздака оправдывало пролитие крови, убийство лишь как средство обеспечить победу добра в борьбе против зла. Требования справедливого распределения жизненных благ и уничтожения неравенства распространению учения Маздака прежде всего среди крестьян-общинников.
Великий поэт Фирдоуси в своей поэме «Шах-наме» следующим образом передает слова Маздака:
Маздак говорил:
Проповедь Маздака имела огромный успех. Движение маздакитов в столице Ирана привело к тому, что массы голодающих стали громить хлебные склады вельмож и богачей. В короткое время восстание охватило всю страну. Маздак реквизировал имущество богатых и разделил его между бедняками. Было убито много крупных землевладельцев Ирана; большое число их бежало в соседние государства,
Шах Кубад I, опасаясь за свою жизнь, а также стремясь усилить центральную власть путем ослабления местных владетелей и крупнейших представителей знати, объявил себя сторонником учения Маздака. Мотивы действия Кубада историки объясняют по-разному. А. Гутшмид и Т. Нёльдеке, следуя прямым указаниям средневековых авторов, считали, что Кубад решил не противодействовать маздакитскому движению, надеясь направить его в выгодное для себя русло - на борьбу со знатью, а также с тесно связанным с ней духовенством. К этим объяснениям присоединились многие современные ученые, А. Кристенсен же, напротив, считает, что сам Кубад искренне присоединился к маздакитам, став верным последователем их учения. Большинство советских ученых считают, что в этом споре А. Кристенсен неправ. Политический расчет - вот что двигало Кубадом, а не симпатии к маздакитам, к простому народу.
Шах Кубад был смещен знатью и заточен в темницу (496 г.). На престол возвели его брата, который должен был проводить в жизнь волю знати. Однако Кубаду удалось бежать, причем он отправился к эфталитам. Царь эфталитов был женат на его сестре. Появившись у эфталитов, Кубад женился на дочери эфталитского царя. Когда он достиг персидской границы, услыхал об этом его брат и бежал от него, а Кубад исполнил свое желание и казнил знатных». Итак, в 499 г. Кубад I с эфталитских войск снова воцаряется на престоле и проводит репрессии против той части знати, которая выступала против него.
После того как с эфталитов Кубад снова овладел властью в стране, его отношения к маздакитам постепенно изменились; сперва тайно, а потом и открыто он стал бороться с последователями Маздака, как со своими самыми заклятыми врагами. В 528 и 529 гг., вероломно убив Маздака, Кубад уничтожил и других руководителей движения. Началось повсеместное зверское истребление последователей маздакизма.
Важнейшей причиной поражения маздакизма было то обстоятельство, что феодальные отношения, против которых боролись маздакиты, представляли тогда исторически необходимую ступень развития, между тем как лозунг восстановления общинного равенства означал в тех условиях возвращение к уже разложившимся и изжившим себя формам общинно-родового строя.
Однако восстание Маздака объективно носило прогрессивный характер, так как оно поднимало народ на борьбу против угнетения и эксплуатации. Идеи Маздака оказали огромное влияние на неимущие слои населения и широко распространились в Средней Азии, где в это время также начался процесс феодализации.
Вскоре после разгрома маздакитского движения феодальные отношения в Иране были закреплены рядом реформ, проведенных сыном Кубада I Хосровом I Ануширваном (531 - 579 гг.) — непримиримым противником Маздака и маздакитов.