В экспозиции Тамбовского краеведческого музея представлен портрет императрицы Екатерины II — законодательницы. Это копия большого портрета, выполненного живописцем Дмитрием Левицким в 1783 году. Оригинальный портрет и его копия написаны в жанре парадного. При этом Левицкий включил в него детали портрета-аллегории, в котором окружение и образ героини наполнены разными символами.
ллекции
Нац.проект «Культура»
Регистрация музея
Войти
Пользователям
О проекте
Технология «Музей дома»
Где посмотреть?
Музеям
О проекте
Как работает дополненная реальность в музее?
Национальный проект «Культура»
Регистрация
Техническая поддержка
00:0001:571x
Портрет Екатерины II - законодательницы
Время создания
2012 год
Размер
75х50 см
Техника
печать
Коллекция
Тамбовский краеведческий музей
Выставка
Раритеты музея
Каталог выставки
8
В экспозиции Тамбовского краеведческого музея представлен портрет императрицы Екатерины II — законодательницы. Это копия большого портрета, выполненного живописцем Дмитрием Левицким в 1783 году. Оригинальный портрет и его копия написаны в жанре парадного. При этом Левицкий включил в него детали портрета-аллегории, в котором окружение и образ героини наполнены разными символами.
Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия. Дмитрий Левицкий, 1783 год. Холст, масло. Государственный русский музей.
Екатерина II изображена в самом центре полотна в образе жрицы богини правосудия Фемиды. На заднем плане мастер изобразил тяжелый красный бархатный занавес, драпированный крупными складками. Он придает особую торжественность моменту. На оригинале Левицкого за подобным занавесом видны античные колонны.
Слева от императрицы изображен жертвенник, на котором Екатерина II сжигает цветы мака. В античности этот жест означал пробуждение ото сна и избавление от забвения — символ того, как монарх жертвует своим покоем ради государства и народа.
У ног императрицы лежит стопка книг — свод государственных законов. Она подчеркивает просвещенность правления Екатерины и ее любовь к наукам. На оригинальном портрете Левицкого хорошо виден восседающий на книгах орел, охраняющий законы. В его клюве оливковая ветвь, в когтях он держит перун — молнию. Орел символизировал императорскую власть в России, оливковая ветвь — военные победы. На копии из Тамбовского краеведческого музея видны лишь очертания орлиных крыла и головы с веткой в клюве.
Портрет Левицкого и его копия — это не просто парадное изображение императрицы Екатерины II. В ее образе Левицкий изобразил идеального — по представлениям российских просветителей XVIII века — монарха: жесткого, справедливого, побеждающего в битвах, прогрессивного и готового жертвовать собственными интересами ради государства. Отчасти сюжет портрета перекликался с «Наказом» самой Екатерины, в котором она утвердила принципы равенства всех людей перед законом и выступила за просвещение.
София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина II Великая, родилась в 1729 году в прусском городе Штеттине. В 15 лет она приехала в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III. В 1744 году перешла из лютеранства в православие и крестилась под именем Екатерины Алексеевны — в честь Екатерины I. В августе 1745-го они с Петром поженились. В январе 1762 года Петр III вступил на престол, а уже летом Екатерина при поддержке армии возглавила дворцовый переворот и свергла его. В октябре 1762 года ее короновали в Москве как царствующую императрицу.
Лицарство -- це кодекс поведінки і честі, яких офіційно дотримувалися середньовічні рицарі. Лицарство походить із середньовічної Франції й Іспанії, поширившись пізніше на всю Європу і досягши найбільшого розквіту в 12 і 13 століттях. Підсилилося в часи хрестоносців; найпершими з рицарських орденів були рицарі-госпітальєри і тамплієри, пілігрими у Святу землю. Принциповими цінностями лицарства були: побожність, честь, доблесть, шляхетність, цнотливість і вірність.
Рицарство як військовий та землевласницький стан виникло вперше у франків у зв'язку з переходом у VII столітті від народного війська до кінноти з васалів. Під впливом церкви і поезії воно виробило моральний та естетичний ідеал воїна, а в епоху Хрестових походів під впливом духовно-рицарських орденів, що виникли, замкнулось у спадкову аристократію.
Лицарство -- це, насамперед, кіннота. Лицар -- це професійний кінний воїн: і в Іспанії, і у Франції, і в Італії. Відповідно, лицарство, як професійна кіннота, зобов'язане своїм народженням, насамперед, тим значним змінам у військовій справі, які відбулися у VIII-ІХ сторіччях, коли в Європу приходить те, без чого ми не уявляємо собі кінноту: сучасного типу сідло, стремено та деякі інші речі -- те, чим Європа зобов'язана кочівникам, передусім, аварам.
Поява сучасного сідла та стремена дозволила вести вогонь з луку на скаку, звільнивши для цього руки, наносити важкі удари -- вершник отримував додаткову опору, тощо. Цей переворот призводить до того, що головною ударною силою війська стає кіннота.
І в цьому сенсі лицар -- це, перш за все, професійний кіннотник, тому що володіння конем потребувало значної вправності. Це певним чином передбачало також елітний статус, оскільки кінь був дорогим та й зброя і спорядження кіннотника теж були дорогими. Наприклад, в Каролінгський час всі обладунки коштували цілий табун коней (порядку тридцяти кобилиць). При чому все не стояло на місці, продовжуючи вдосконалюватись, природно, що збільшувалась і ціна. Відповідно, будь-кому це було вже довірити неможливо, тобто передбачалась елітність статусу кіннотника.
В экспозиции Тамбовского краеведческого музея представлен портрет императрицы Екатерины II — законодательницы. Это копия большого портрета, выполненного живописцем Дмитрием Левицким в 1783 году. Оригинальный портрет и его копия написаны в жанре парадного. При этом Левицкий включил в него детали портрета-аллегории, в котором окружение и образ героини наполнены разными символами.
ллекции
Нац.проект «Культура»
Регистрация музея
Войти
Пользователям
О проекте
Технология «Музей дома»
Где посмотреть?
Музеям
О проекте
Как работает дополненная реальность в музее?
Национальный проект «Культура»
Регистрация
Техническая поддержка
00:0001:571x
Портрет Екатерины II - законодательницы
Время создания
2012 год
Размер
75х50 см
Техника
печать
Коллекция
Тамбовский краеведческий музей
Выставка
Раритеты музея
Каталог выставки
8
В экспозиции Тамбовского краеведческого музея представлен портрет императрицы Екатерины II — законодательницы. Это копия большого портрета, выполненного живописцем Дмитрием Левицким в 1783 году. Оригинальный портрет и его копия написаны в жанре парадного. При этом Левицкий включил в него детали портрета-аллегории, в котором окружение и образ героини наполнены разными символами.
Екатерина II — законодательница в храме богини Правосудия. Дмитрий Левицкий, 1783 год. Холст, масло. Государственный русский музей.
Екатерина II изображена в самом центре полотна в образе жрицы богини правосудия Фемиды. На заднем плане мастер изобразил тяжелый красный бархатный занавес, драпированный крупными складками. Он придает особую торжественность моменту. На оригинале Левицкого за подобным занавесом видны античные колонны.
Слева от императрицы изображен жертвенник, на котором Екатерина II сжигает цветы мака. В античности этот жест означал пробуждение ото сна и избавление от забвения — символ того, как монарх жертвует своим покоем ради государства и народа.
У ног императрицы лежит стопка книг — свод государственных законов. Она подчеркивает просвещенность правления Екатерины и ее любовь к наукам. На оригинальном портрете Левицкого хорошо виден восседающий на книгах орел, охраняющий законы. В его клюве оливковая ветвь, в когтях он держит перун — молнию. Орел символизировал императорскую власть в России, оливковая ветвь — военные победы. На копии из Тамбовского краеведческого музея видны лишь очертания орлиных крыла и головы с веткой в клюве.
Портрет Левицкого и его копия — это не просто парадное изображение императрицы Екатерины II. В ее образе Левицкий изобразил идеального — по представлениям российских просветителей XVIII века — монарха: жесткого, справедливого, побеждающего в битвах, прогрессивного и готового жертвовать собственными интересами ради государства. Отчасти сюжет портрета перекликался с «Наказом» самой Екатерины, в котором она утвердила принципы равенства всех людей перед законом и выступила за просвещение.
София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая императрица Екатерина II Великая, родилась в 1729 году в прусском городе Штеттине. В 15 лет она приехала в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III. В 1744 году перешла из лютеранства в православие и крестилась под именем Екатерины Алексеевны — в честь Екатерины I. В августе 1745-го они с Петром поженились. В январе 1762 года Петр III вступил на престол, а уже летом Екатерина при поддержке армии возглавила дворцовый переворот и свергла его. В октябре 1762 года ее короновали в Москве как царствующую императрицу.
Лицарство -- це кодекс поведінки і честі, яких офіційно дотримувалися середньовічні рицарі. Лицарство походить із середньовічної Франції й Іспанії, поширившись пізніше на всю Європу і досягши найбільшого розквіту в 12 і 13 століттях. Підсилилося в часи хрестоносців; найпершими з рицарських орденів були рицарі-госпітальєри і тамплієри, пілігрими у Святу землю. Принциповими цінностями лицарства були: побожність, честь, доблесть, шляхетність, цнотливість і вірність.
Рицарство як військовий та землевласницький стан виникло вперше у франків у зв'язку з переходом у VII столітті від народного війська до кінноти з васалів. Під впливом церкви і поезії воно виробило моральний та естетичний ідеал воїна, а в епоху Хрестових походів під впливом духовно-рицарських орденів, що виникли, замкнулось у спадкову аристократію.
Лицарство -- це, насамперед, кіннота. Лицар -- це професійний кінний воїн: і в Іспанії, і у Франції, і в Італії. Відповідно, лицарство, як професійна кіннота, зобов'язане своїм народженням, насамперед, тим значним змінам у військовій справі, які відбулися у VIII-ІХ сторіччях, коли в Європу приходить те, без чого ми не уявляємо собі кінноту: сучасного типу сідло, стремено та деякі інші речі -- те, чим Європа зобов'язана кочівникам, передусім, аварам.
Поява сучасного сідла та стремена дозволила вести вогонь з луку на скаку, звільнивши для цього руки, наносити важкі удари -- вершник отримував додаткову опору, тощо. Цей переворот призводить до того, що головною ударною силою війська стає кіннота.
І в цьому сенсі лицар -- це, перш за все, професійний кіннотник, тому що володіння конем потребувало значної вправності. Це певним чином передбачало також елітний статус, оскільки кінь був дорогим та й зброя і спорядження кіннотника теж були дорогими. Наприклад, в Каролінгський час всі обладунки коштували цілий табун коней (порядку тридцяти кобилиць). При чому все не стояло на місці, продовжуючи вдосконалюватись, природно, що збільшувалась і ціна. Відповідно, будь-кому це було вже довірити неможливо, тобто передбачалась елітність статусу кіннотника.