Задание Прочитайте извлечение из законов царя Хаммурапи и ответьте на вопросы
Законы царя Хаммурапи (извлечение)
§ 7. Если человек купит из руки сына человека (полноправный жи¬тель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек - вор, его должно убить.
§ 53. Если человек ленится укрепить плотину своего поля и (вслед¬ствие того, что) плотина не была укреплена им, в его плотине произой¬дет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины), то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
§ 59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хо¬зяина сада, (то) он должен отвесить 1/2 мины (мера веса и денежного счета - около 0,5 кг) серебра.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою рабо¬ту непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.
§ 274. Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) пла¬ту... 5 ше (0,05 г) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, куз¬неца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
§ 48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
§ 205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 26. Если редум или баирум (категории воинов), которому при¬казано выступить в царский поход, не пойдет, или наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.М., 1987.
Укажите, на какие группы делилось население Вавилонского царст¬ва?
Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?
Каких домашних животных разводили жители Вавилона?
Если человек не имеет средств к существованию, как он мо¬жет выйти из этого положения?
Как наказывали рабов?
Как наказывали воинов, которые отказывались выполнить приказ военачальника?
С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?
Домашнее задание: повторить §1-9
Русское государство было монархией. Это значит, что вся власть была сосредоточена в руках одного человека - великого князя, а потом - царя. Он правил по своему усмотрению, единолично принимал важнейшие государственные решения, и с годами власть государя укреплялась. В начале XVI века начала складываться система приказов. Так назывались учреждения, которым государь «приказывал» заниматься теми или иными направлениями жизни государства или какими-либо его территориями. Конкретные дела стали поручаться, «приказываться» отдельным боярам. Одним из первых появились Казенный, Разрядный, и Поместный приказы. Территория России была поделена на уезды, возглавляемые наместниками, которых назначал государь. Уезды подразделялись на станы и волости, которыми управляли волостели.
1.
1)Бакытжан Каратев
2)А. Байтұрсынов
3) А. Бокейханов
2.
1. Представители казахской интеллигенции поднимали вопросы просвещения и обновления казахского общества.
2.Заявляли о необходимости политических перемен, внедряя передовые идеи в казахское общество посредством своего творчества и общественной деятельности
3.
В развитии освободительной борьбы в крае определенную роль сыграла казахская интеллигенция, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков, в лице А. Бокейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и других. Они были лидерами национально-освободительного движения.
В декабре 1905 года в Уральске съезд делегатов казахского населения пяти областей. На нем была предпринята попытка создания казахской партии кадетского типа. Она была призвана отстаивать национальные интересы местного населения. В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся съезд казахов, на котором была принята программа. Она выступала за защиту свободы вероисповедания, использования казахского языка наравне с другими языками в регионе. Участники съездов выдвигали такие требования, как открытие школ, медресе для казахских детей и университета, ограничение процесса переселения крестьян из европейской части России в Казахстан.