Задание Прочитайте текст и определите тактику ведения боя противников.
Борьба саков против армии Александра Македонского
В 327 году Александр Македонский форсировал Сырдарью. Это могучую реку его воины переплыли при высушенных бараньих бурдюков. Великий полководец не стал продвигаться вглубь степи, а отправил послов к вождям кочевников, предлагая сойтись в поединке.
Историк Арриан пишет: была страшная жара, кочевники начали применять изматывающую тактику, заманивая македонцев в глубь степи. Командование объединенным войском кочевников взял на себя царь хаомоваргов Спитамен. Как-то ночью саки атаковали македонцев, используя "взрывающиеся шары", которые они подвешивали на свои стрелы. Впрочем, Александр Македонский подтвердил свой военный гений и смог сохранить войско. При нападении кочевников его воины собирались в фаланги, ощетинивались копьями и не сдвигались с места. Как ни пытались кочевники заставить сойтись их в рукопашной, эллины не поддавались. В такой битве не могло быть победителей. Но македонцы ежедневно несли потери. Их пугали и психологические приемы саков. Историк Арриан пишет, что атаку кочевников непременно сопровождал страшный барабанный бой, который внушал ужас. При наступлении саки использовали огромные барабаны из шкур верблюдов. Барабанщик отбивал такт определенным образом, передавая тем самым команды царя. У саков были щиты и панцирные доспехи, закрывавшие тело до колен, поэтому они были неуязвимы для македонских мечей и стрел. А при тактическом отступлении номад вешал щит на спину. Греческий историк Ксенофонт утверждает, что таким же образом были защищены и лошади саков.
Проведя несколько месяцев в раскаленных песках Кызылкумов и ежедневно теряя воинов, Александр Македонский понял, что нужно отступать. Однако сакское войско последовало за ним. В Самарканде великий полководец оставил двухтысячный гарнизон, а сам с основными силами отступил на юг. Как пишет историк Арриан, предводитель саков Спитамен выманил эллинский отряд для боя на открытом пространстве, инсценировав отступление. Когда двухтысячный отряд македонцев вышел из стен Самарканда, то был целиком уничтожен. В этой яростной схватке погиб Спитамен, который, как и Александр Македонский, всегда сражался в первых рядах.
Тактика сакского войска Тактика А.Македонского
Вывод:
Христианская вера издревле называет богоизбранным народом, после пришествия саму Церковь Христову, составленную из иудеев и язычников, принявших Христа и в Нем усыновление Богу. При этом преимущество за христианами из обрезанных не устанавливается:
"Несть иудей, ни эллин.. . вси бо вы едино есте о Христе Иисусе" (Гал. 3.28). "Несть разнствия иудеев же и эллину, Той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его" (Рим. 10.12).
Последнее время получила хождение, так сказать, "уточняющая" концепция, наиболее значительным проповедником которой являлся и является прот. А. Мень. Суть ее в том, что избрание евреев как этноса, древнее избрание, сохраняется и при обращении Христу наряду с избранием во Христе, так что Православные евреи имеют в Церкви некое особое положение, связанное с их двойным избранием и двойной миссией. Приводятся, к примеру, слова ап. Павла о том, что иудеи "по избранию возлюблении отец ради", даже если они "по благовествованию врази вас ради" (См. Рим. 11.28). Аргумент сей представляется на первый взгляд достаточно веским, и путаница будет неизбежной, если прежде не разобраться, в чем смысл ветхозаветного избрания Израильского народа.
Как-то по умолчанию весь цивилизованный мир принял иудейскую точку зрения, что весь израильский народ избран был Богом со времен обетований, данных Аврааму. Но так ли это? Завет Бога с человеком есть дело взаимное. Нет сомнения, что в те времена был призван Богом именно этот единственный народ. Однако же слова о том, что много званых, да мало избранных полностью применимы и к ветхозаветным временам. Далеко не все израильтяне ответили на призыв Божий, данный через Моисея и пророков, и лишь остаток Израиля истинно вступил в Завет с Богом, получив от него и избрание. Величина этого "остатка" менялась в отношении ко всему еврейскому народу в разные времена от Моисея до Маккавеев, но, что он никогда не составлял абсолютного большинства, а был абсолютным меньшинством - это неопровержимый факт всей священной истории. Апостол Павел подытоживает те времена: "в нынешнее время останок по избранию благодати бысть? ..егоже искаше Израиль, сего не получи, а избрание (т. е. сей самый остаток) получи, прочие же ослепишася"(Рим. 11.6-7). На основании этого мы не можем говорить об избрании Богом всего израильского народа, а должны говорить об избрании его остатка верных. Неверные же Богу и Его обетованию о пришествии будущего мира никак не могут причисляться к богоизбранному народу. Дафан с Авироном и Ахав со жрецами Вааловыми, будучи этнически израильтянами, никак не могут называться богоизбранными. Против этой очевидности возразить вроде бы нечего, однако же, когда речь заходит о богоизбранности еврейского народа, хотя бы в ветхозаветные времена, об этом почему-то принято забывать, считая этническую принадлежность на те времена достаточной для наследования избрания Божия.
С избранием народа Богом часто путают особую милость Божию к тому или иному народу. Действительно, в ветхозаветные времена Израиль был отмечен совершенно особыми милостями, как никакой иной народ на земле. Но милость Божия