Задание. Работа с информационным текстом
Чокан Валиханов. Записка о судебной реформе. Суд биев в древней народной форме (28 февраля 1864 г.)
1) Возведение в звание бия не обусловливалось у киргиз каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобресть имя бия, нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем и звания своих отцов.
Мы можем представить многочисленные примеры такой наследственности звания биев в киргизском народе. В каракисецком роде Средней орды, в конце XVII века, был известный бий Казбек; потомство его до сих пор носит звание биев:
Казбек
|
Бекбулат
|
Тленчи
|
Алчинбай
Впрочем, из этого вовсе не следует думать, что звание биев было у киргиз когда-либо наследственным. Бий Чорман, сын богатого и знатного киргиза карджасского рода, но не бия. Чорман, у которого предки никогда не были биями, тринадцати лет приобрел это звание, выиграв важный родовой процесс на одном народном сейме, и до смерти своей назывался Чорман-мальчик. Мы знаем много киргиз, которых отцы были известными биями, но которые сами не носят этого звания.
2) Закон родового быта, по которому члены одного рода считались как бы членами одного семейства, был причиною того, что бий-однородец в процессе своего родича с членом другого рода мог быть только адвокатом у своего однородца, но не судьей его. Понятия родства распространялись у киргиз и в отношении отдаленнейших поколений.
Так, в 1758 году султан Барак, один из сильнейших владельцев Средней орды, убив Абулхаира, хана Меньшей орды, избрал для суда над собою 4-х биев из биев всего киргизского народа. В числе его судей были: Тулебий от Большой орды и Айтек от Малой.
6) Но самую замечательную черту суда биев составляет, конечно, следующий обычай: когда не было против обвиняемого явных улик, но имелось только сильное подозрение, то они прибегали к посредничеству честных родовичей, которые присягой обвиняли или оправдывали подсудимого. Число этих "присяжных" и круг для их выбора обусловливались важностью рассматриваемого дела. Таким образом, присяжные выбирались иногда из близких соплеменников подсудимого, а иногда из целой волости или из целого округа.
Задание по работе с материалом:
1.Почему Ч. Валиханов считал, что судебные реформы должны учитывать особенности местной традиционной системы управления?
2.Как Ч. Валиханов объясняет место и роль биев в казахском обществе?
3. Почему бий-однородец в процессе своего родича с членом другого рода мог быть только адвокатом своего однородца, но не судьей его?
4. Почему идея Ч.Валиханова о сохранении народного самоуправления в Казахстане была неудобной для царского правительства?
б) анализируют почему Ыбырай Алтынсарин и Абай Кунанбаев критиковали реформы 1867-1868 гг.