Задания суммативного оценивания за IV четверть по предмету История Казахстана
1. На основе приведенных источников, оцените вклад Амре Кашаубаева и Хаджимукана
Мунайтпасова в представлении культуры казахского народа на мировой арене.
«Амре Кашаубаев, - писал А. Затаевич в комментариях к своему сборнику «500 песен и
кюев казахского народа», - выдающийся каркаралинский певец, с весны 1925 года
состоящий в труппе Казахского государственного театра. Кашаубаев - пока единственный
из казахских певцов, которому довелось выступить за границей, а именно: летом 1925
года - в Париже, а годом позже - во Франкфурте-на-Майне, причем в обоих случаях - в
этнографических группах, организованных Росфилом (Париж) и Боксом (Франкфурт-наМайне), под управлением известного музыкально-этнографического деятеля,
заслуженного артиста Г. П. Любимова». Французская пресса единодушно отметила голос
Амре как «уникальный». Критики наперебой сравнивали его с Энрико Карузо и Марио
Ланца. Еще французские газеты сообщали: «Очень нежное пение – достаточно, чтобы
заставить нас проникнуться безбрежностью степей и поэзией больших горизонтов».
[2]
В 1913 году газета «Казах» опубликовала заметку о нём под названием «Казах-богатырь».
«В данный момент в Петербурге, Москве, а также и иностранных государствах выступает
казах-богатырь. Зовут его Мукан Мунайтпасов. Сейчас ему перевалило только за 30 лет.
Его грудь украшает множество медалей».
Среди наград Хаджимукана:
Орден «Льва и Солнца» — вручён ему персидским падишахом в 1910 году за победу над
персидским чемпионом Машрутом.Орден «Благоденствия» Маньчжурии — за победу над японским чемпионом Саракики
Джиндофу.
«Батыр казахского народа» — это официальное почетное звание, присвоенное в 1927 году
ЦИК Казахстана Кажымукану Мунайтпасову — первому казаху, ставшему чемпионом
мира по борьбе.
Учитывая его многочисленные заслуги перед родиной, в 1945 году Хаджимукан
Мунайтпасов был награждён орденом «Знак Почёта».
[2]
Задания 2
2.Заполните таблицу. Приведите примеры героизма казахстанцев в годы Великой
Отечественной войны. Сделайте вывод, какой вклад внесли казахстанцы в победу над
фашизмом?
Подвиги казахстанцев Участие казахстанцев в главных
сражениях
1)
2)
3)
4)
1)
2)
3)
4)
Вывод
(10)
3.Изучите инфографику и выполните задание.Напишите краткое сообщение на тему «Вклад казахстанцев в победу в Великой
Отечественной войне», используя ПОПС-формулу.
П – позиция. «Я считаю, что…»
О – обоснование, объяснение своей позиции. «Потому что…». Приведите 2 аргумента.
П – примеры. «Я могу доказать это на примере…». Приведите три примера.
С – следствие (суждение или умозаключение). «Исходя из сказанного, я делаю вывод о
том, что…».
[7]
5.В годы Великой Отечественной войны Казахстан стал мощным арсеналом фронта.
Докажите данное утверждение, опираясь на предложенную информацию. Заполните
схему.
Расширение производства танков, самолетов, артиллерийских установок и других видов
вооружения в годы Великой Отечественной войны настоятельно требовало
максимального увеличения добычи цветных и редких металлов. Гигант меднойпромышленности Балхашской завод, Чимкентский завод, свинцовый завод,
промышленный узел Рудного наращивали темпы производства цветных металлов для
нужд оборонной промышленности. Ускоренными темпами шло строительство новых
промыслов и шахт. Например, за 38 дней был построен Карсакпайский медеплавильный
завод.
В условиях временной оккупации врагом ряда хлебных районов СССР восточные
районы стали основной житницей страны, обеспечивающей армию и население
продовольствием, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем.
В 1942 году в республике было заготовлено 84,3 млн пудов хлеба, а урожайность
зерновых в среднем составила 7,9 ц/га. Многие колхозники-передовики показали пример
самоотверженного труда и получения высоких урожаев.
Звеньевой колхоза «Курман» Актюбинской области Ш.Берсиев вывел новый
засухоустойчивый высокоурожайный сорт проса и установил мировой рекорд. Высокие
урожаи риса получали мастера рисосеяния в Казахстане И.Жахаев и Ким Ман Сан. Ким
Ман Сан в 1942 году собрал по 154,9 ц риса с гектара, а И Жахаев в 1943 году довел
урожайность риса до 172 ц. с гектара. Известен подвиг павлодарской звеньевой Анны
Дацковой, вырастившей на каждом гектаре по 52 ц. проса. ещё в конце 4 надо примера
Термин «мононорма» был введен известным советским этнографом А. И. Першицом в 1970-х годах[1]. На Западе теория Першица о мононормах не получила широкой поддержки, поскольку была основана на марксистско-ленинскойфилософии и устаревших взглядах на первобытное общество[2].
Гармоничное развитие древнерусской культуры было прервано монгольским нашествием в середине XIII столетия. Поэтому историки и отделяют начальный период ее эволюции (IX–XIII вв.) от всех последующих. Неразрывной частью культуры был быт – все то, что окружало повседневную жизнь рядовых членов и знати восточнославянского общества. Зодчество Как и вся культура домонгольской Руси, архитектура страны сильно изменилась после принятия христианства и наслаивания византийских традиций на древнерусские. Жилые постройки восточных славян с давних времен представляли собой полуземлянки и срубы. На севере в лесной зоне сложились богатые традиции плотничества. Каменные постройки появились в конце X века, когда в страну по приглашению князя Владимира прибыли греческие зодчие. Важнейшие памятники культуры домонгольской Руси были построены в Киеве – «матери городов русских». В 989 году началось возведение каменной Десятинной церкви, ставшей кафедральным собором, расположенным рядом с княжеским двором. - В дальнейшем древнерусская монументальная архитектура распространилась по всем восточнославянским землям. Например, в XI веке в Новгороде был освящен Софийский собор – сегодня это главная достопримечательность города. Также данная постройка считается древнейшей церковью, построенной славянами и сохранившейся на территории России. Свой Софийский собор был и в Киеве. Выдающимся памятником зодчества является церковь Покрова на Нерли, построенная во Владимирском княжестве в XII столетии. Крепостные сооружения чаще всего представляли собой городские стены, собранные из деревянных срубов (также их называли городницами). Наверху устанавливались площадки для гарнизона и щели, из которых велась стрельба по неприятелю. Дополнительными укреплениями были башни (вежи). Крупные города состояли из внешних стен, детинца и внутренней крепости. Стены княжеских столиц могли строиться из камня. За их пределами разрастались посады, где обживались ремесленники и прочий простой люд. - Благодаря влиянию византийского православия культура домонгольской Руси обогатилась не только традициями строительства каменных храмов, но и новыми веяниями в живописи. Такие жанры, как фреска, мозаика и иконопись, стали неотъемлемой частью жизни восточных славян. В живописи греческое влияние оказалось долговечнее, чем в зодчестве, где уже в скором времени возник самобытный древнерусский стиль. Это было вызвано тем, что, например, в иконографии существовал строгий христианский канон, от которого мастера не отходили на протяжении нескольких столетий. Помимо религиозной существовала и светская живопись. Ярким образцом этого жанра стали настенные росписи, созданные в башнях Киевской Софии. Рисунки изображали семью великого князя Ярослава Мудрого, сцены из повседневной жизни монарха, фантастических птиц и зверей. До наших времен сохранилось несколько икон, созданных во Владимиро-Суздальской земле в XII веке. Эти артефакты как нельзя лучше демонстрируют, какой была культура Руси домонгольского периода. Другой уникальный памятник, средневековая фреска, являющаяся главной достопримечательностью Дмитриевского собора, изображает сцены Страшного суда. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/284501/byit-i-kultura-domongolskoy-rusi---veka