XVIII-XIX вв. были временем формирования основ coвременной науки, опирающейся на естественнонаучные принципы познания окружающего мира, литературы, обращенной к человеку и eгo проблемам.
Развитие естественнонаучных знаний В ХVIII веке сложились основные принципы научных исследований. Критерием истинности знания стали возможности eгo опытной, экспериментальной проверки, математического обоснования полученных результатов. Заслуживающим доверия считался такой подход, который не требовал привлечения для объяснения природных явлений ссылок на теологические аргументы, вмешательства высших сил. Eгo вершиной была теория образования Солнечной системы П. Лагиюса (1749-1827), который заявил, что ему не потребовалась гипотеза о существовании Бога для объяснения возникновения планет. Первоначально наука решала задачи накопления знаний о живой и неживой природе, разрабатывала системы классификации минералов, кристаллов, растений и животных, Шведский естествоиспытатель К. Линней (1707-1778) описал и классифицировал около 9 тысяч видов растений. Французский ученый Ж.Д. Бюффон (1707-1788) представил картину развития Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира, сделав вывод о связи живых opгaнизмов со средой их обитания. Наука постепенно начала сближаться с практикой. Великий pycский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) написал руководство по металлургии. Появилась теория гидродинамики и водяных турбин (члены Петербургской Академии наук Д. Бернулли, 1700-1782 и Л. Эйлер, 1707-1783), строительной механики (швейцарский ученый Я. Бернулли, 1654- 1705, французский инженер Ш. Кулон, 1736-1806), газов и тепловых явлений (английский ученый Р.Бойль, 1627-1691, французский - Э. Маpиотт 1620-1684). Зародилась такая дисциплина, как химия (А.Л. Лавуазье, 1743-1794), физическая химия (М.В. Ломоносов). Были проведены первые исследования в области электричества (М.В. Ломоносов, американский просветитель Б. Франклин, 1706-1790, русский физик Г.B. Pиxмaн, 1711-1753). Блaгoдаря изобретению микроскопа голландский ученый А. Левенгук (1632-1723) впервые открыл мир микроорганизмов, бактерий.
В 2015 году в Казахстане широко отмечали 550-летний юбилей образования Казахского Ханства. Под эту марку, в Таразе было возведено немало памятников средневековому и древнему периодам истории Казахстана. Про культурно-исторический комплекс “Древний Тараз” и парк “Шамасур”, примыкающий к мавзолею Карахана, я уже рассказывал, а сегодня расскажу об основателях Казахского ханства - Жанибеке и Керее, памятник которым стоит через дорогу от Дворца Спорта «Тараз Арена».
В 1465 году два султана Жанибек и Керей восстали против Абулхаира — хана «государства кочевых узбеков» (другие названия: «ханство Абулхаира», «Узбекская Орда».) Они отделились от него и увели с собой в западные степи Моголистана приблизительно 200 тысяч человек. За переселенцами сначала закрепилось название «узбек-қазақи», а потом — «қазақи» или «казахи». Кстати, термин “казак” обозначал в те времена степную вольницу. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальную окраску, чем этническую. В народе, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Тюркизм «казак» прочно вошел в русский язык, не потеряв своего смысла: «уйти в казаки» , «казаковать». О казачьих нравах и быте можно прочесть, например, у Гоголя («Тарас Бульба») или Шолохова («Тихий Дон».)
Это значительное количество кочевников заняло территорию Западного Семиречья (нынешняя Алматинская область и часть северной Киргизии). В дальнейшем, ханы казахского ханства — Керей и Жанибек, воспользовавшись ослаблением власти, а позднее и смертью Абулхаира, на протяжении 1465–1468 гг. постепенно расширили территорию влияния. Они захватили регионы Присырдарьи и Каратау. Это было время образования Казахского ханства. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 1460-х гг. “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жанибека.
Но, вернусь в день сегодняшний. Памятник основателям Казахского Ханства представляет собой высоченную стелу, по бокам от которой «сидят» ханы: слева сидит Жанибек, справа сидит Керей. Скульптуры получились очень живыми. Хан Жанибек, сидя на троне, сжимает в одной руке меч, в другой ханский скипетр (как я понимаю) и смотрит орлиным взором куда-то вдаль в стиле «Кто на нас еще там полезть решил?!». Хан Керей же снисходительно смотрит сверху вниз: «Ну, говори, чего пришел…».
На основании стелы выбита надпись «Қазақ хандығына 550 жыл» («Казахскому ханству 550 лет»), чуть ниже выбита цитата президента Казахстана Н. Назарбаева: «Қазақ хандығы кезеңі - ат жалында күн кешкен алаш жұртының қаһармандық дәуірі» (Период казахского ханства – это героическая эра народа сражавшегося за свободу.»).
P.S. Дворец спорта, «Тараз Арена» мне нравится не столько архитектурным дизайном, сколько скульптурой Балуана Шолака, стоящей перед самой «Тараз Ареной».
Кстати, сам Балуан Шолак – был довольно-таки многогранной личностью. Настоящее имя его – Нурмагамбет Баймырзаулы, а «Балуан Шолак» – это прозвище, означающее «беспалый борец», приклеившееся к Нурмаганбету потому, что в детстве он отморозил пальцы на правой руке. По преданиям мужик был недюжинной силы и почти всегда побеждал в борцовских соревнованиях. Кроме того, у Баулана Шолака был талант к музыке, он ездил по селам и городам, пел песни и даже писал свои
XVIII-XIX вв. были временем формирования основ coвременной науки, опирающейся на естественнонаучные принципы познания окружающего мира, литературы, обращенной к человеку и eгo проблемам.
Развитие естественнонаучных знаний
В ХVIII веке сложились основные принципы научных исследований. Критерием истинности знания стали возможности eгo опытной, экспериментальной проверки, математического обоснования полученных результатов. Заслуживающим доверия считался такой подход, который не требовал привлечения для объяснения природных явлений ссылок на теологические аргументы, вмешательства высших сил. Eгo вершиной была теория образования Солнечной системы П. Лагиюса (1749-1827), который заявил, что ему не потребовалась гипотеза о существовании Бога для объяснения возникновения планет.
Первоначально наука решала задачи накопления знаний о живой и неживой природе, разрабатывала системы классификации минералов, кристаллов, растений и животных, Шведский естествоиспытатель К. Линней (1707-1778) описал и классифицировал около 9 тысяч видов растений. Французский ученый Ж.Д. Бюффон (1707-1788) представил картину развития Вселенной, Земли, ее растительного и животного мира, сделав вывод о связи живых opгaнизмов со средой их обитания.
Наука постепенно начала сближаться с практикой. Великий pycский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765) написал руководство по металлургии. Появилась теория гидродинамики и водяных турбин (члены Петербургской Академии наук Д. Бернулли, 1700-1782 и Л. Эйлер, 1707-1783), строительной механики (швейцарский ученый Я. Бернулли, 1654- 1705, французский инженер Ш. Кулон, 1736-1806), газов и тепловых явлений (английский ученый Р.Бойль, 1627-1691, французский - Э. Маpиотт 1620-1684). Зародилась такая дисциплина, как химия (А.Л. Лавуазье, 1743-1794), физическая химия (М.В. Ломоносов). Были проведены первые исследования в области электричества (М.В. Ломоносов, американский просветитель Б. Франклин, 1706-1790, русский физик Г.B. Pиxмaн, 1711-1753). Блaгoдаря изобретению микроскопа голландский ученый А. Левенгук (1632-1723) впервые открыл мир микроорганизмов, бактерий.
В 2015 году в Казахстане широко отмечали 550-летний юбилей образования Казахского Ханства. Под эту марку, в Таразе было возведено немало памятников средневековому и древнему периодам истории Казахстана. Про культурно-исторический комплекс “Древний Тараз” и парк “Шамасур”, примыкающий к мавзолею Карахана, я уже рассказывал, а сегодня расскажу об основателях Казахского ханства - Жанибеке и Керее, памятник которым стоит через дорогу от Дворца Спорта «Тараз Арена».
В 1465 году два султана Жанибек и Керей восстали против Абулхаира — хана «государства кочевых узбеков» (другие названия: «ханство Абулхаира», «Узбекская Орда».) Они отделились от него и увели с собой в западные степи Моголистана приблизительно 200 тысяч человек. За переселенцами сначала закрепилось название «узбек-қазақи», а потом — «қазақи» или «казахи». Кстати, термин “казак” обозначал в те времена степную вольницу. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальную окраску, чем этническую. В народе, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Тюркизм «казак» прочно вошел в русский язык, не потеряв своего смысла: «уйти в казаки» , «казаковать». О казачьих нравах и быте можно прочесть, например, у Гоголя («Тарас Бульба») или Шолохова («Тихий Дон».)
Это значительное количество кочевников заняло территорию Западного Семиречья (нынешняя Алматинская область и часть северной Киргизии). В дальнейшем, ханы казахского ханства — Керей и Жанибек, воспользовавшись ослаблением власти, а позднее и смертью Абулхаира, на протяжении 1465–1468 гг. постепенно расширили территорию влияния. Они захватили регионы Присырдарьи и Каратау. Это было время образования Казахского ханства. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 1460-х гг. “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жанибека.
Но, вернусь в день сегодняшний. Памятник основателям Казахского Ханства представляет собой высоченную стелу, по бокам от которой «сидят» ханы: слева сидит Жанибек, справа сидит Керей. Скульптуры получились очень живыми. Хан Жанибек, сидя на троне, сжимает в одной руке меч, в другой ханский скипетр (как я понимаю) и смотрит орлиным взором куда-то вдаль в стиле «Кто на нас еще там полезть решил?!». Хан Керей же снисходительно смотрит сверху вниз: «Ну, говори, чего пришел…».
На основании стелы выбита надпись «Қазақ хандығына 550 жыл» («Казахскому ханству 550 лет»), чуть ниже выбита цитата президента Казахстана Н. Назарбаева: «Қазақ хандығы кезеңі - ат жалында күн кешкен алаш жұртының қаһармандық дәуірі» (Период казахского ханства – это героическая эра народа сражавшегося за свободу.»).
P.S. Дворец спорта, «Тараз Арена» мне нравится не столько архитектурным дизайном, сколько скульптурой Балуана Шолака, стоящей перед самой «Тараз Ареной».
Кстати, сам Балуан Шолак – был довольно-таки многогранной личностью. Настоящее имя его – Нурмагамбет Баймырзаулы, а «Балуан Шолак» – это прозвище, означающее «беспалый борец», приклеившееся к Нурмаганбету потому, что в детстве он отморозил пальцы на правой руке. По преданиям мужик был недюжинной силы и почти всегда побеждал в борцовских соревнованиях. Кроме того, у Баулана Шолака был талант к музыке, он ездил по селам и городам, пел песни и даже писал свои
Объяснение: