Начиная с XVIII в., Западный Казахстан в силу геополитической ситуации оказался в орбите экономической, политической и культурной интеграции с городами Южного Урала России. Такие города, как Оренбург и Омск стали интеллектуальными центрами, откуда исходили духовные импульсы, так необходимые для образования и просвещенияКазахской Степи. Становление системы народного образования и просветительских организаций того времени стало возможным с образованием социополитического, культурного пространства и этнокультурных контактов между приграничными городами и населением России и Казахстана. Как происходил процесс распространения светского начального, а затем среднеспециального, высшего и религиозного образования, среди историков существуют различные взгляды и оценки. Следовательно, актуальность исследования данной проблемы обусловливается отсутствием в современной Казахстанской историографии целостной картины развития образования нерусских народов Российского государства в конце XIX - начале XX вв.
Культура 18 в. пронизана идеями Просвещения. М. В. Ломоносов - естествоиспытатаель, поэт, историк, художник. Открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли. Расцвет живописи связан с именами Д. Г. Левицкого (портрет П. Демидова) , В. Боровиковского (портрет Лопухиной) . С именем А. Н. Радищева связано формирование революционной идеологии. (книга "Путешествие из Петербурга в Москву"). Н. И. Новиков - выпускал первые в России сатирические журналы.
Начиная с XVIII в., Западный Казахстан в силу геополитической ситуации оказался в орбите экономической, политической и культурной интеграции с городами Южного Урала России. Такие города, как Оренбург и Омск стали интеллектуальными центрами, откуда исходили духовные импульсы, так необходимые для образования и просвещенияКазахской Степи. Становление системы народного образования и просветительских организаций того времени стало возможным с образованием социополитического, культурного пространства и этнокультурных контактов между приграничными городами и населением России и Казахстана. Как происходил процесс распространения светского начального, а затем среднеспециального, высшего и религиозного образования, среди историков существуют различные взгляды и оценки. Следовательно, актуальность исследования данной проблемы обусловливается отсутствием в современной Казахстанской историографии целостной картины развития образования нерусских народов Российского государства в конце XIX - начале XX вв.
.
М. В. Ломоносов - естествоиспытатаель, поэт, историк, художник. Открыл закон сохранения материи, выдвинул учение о цвете, открыл атмосферу на Венере, описал строение Земли.
Расцвет живописи связан с именами Д. Г. Левицкого (портрет П. Демидова) , В. Боровиковского (портрет Лопухиной) .
С именем А. Н. Радищева связано формирование революционной идеологии. (книга "Путешествие из Петербурга в Москву").
Н. И. Новиков - выпускал первые в России сатирические журналы.