39. мәтінді түсініп оқы.
ақтелпек кемпірқосақтың суретін салғысы келді. ол де-
реу ақ қағаз бен бояу қарындаштарын алып, сурет салуға
кірісті.
кенет:
– осындай кемпірқосақ бола ма екен? – деген біреудің
дауысы естілді.
ақтелпек бұрылып қарап еді, ешкім көзіне көрінбеді. ал
қабырғаға күн сәулесі түсіп тұр екен.
— амансың ба, қай? бұл – менмін, күн сәулесімін, сенімен
сөйлесіп тұрған. сен кемпірқосақты дұрыс болған жоқсың.
– қалай бояу керек екенін сен қайдан білесің?
— себебі, кемпірқосақты жасайтын менмін.
- сонда қалай? сені – ақсың, ол болса түрлі түсті ғой.
— мен әншейін сырт көзге ғана ақ болып көрінемін. ал
шын мәнінде, менің бойыма бірнеше түс тоғысқан: қызыл,
қызыл сары, жасыл, көк, көгілдір және күлгін.
«негеш» кітабынан
• мәтіндегі сөйлемдердің тыныс белгісіне назар аудар. хабарлы
сөйлем мен сұраулы сөйлемнің оқылу ырғағын салыстыр.
• мәтіндегі сұраулы сөйлемдерді теріп жаз.
В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим Московскому государству, не животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета) , первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.