2. Мәтінді оқы. дысығы
қара бала.
Талап
тыр. Балалар кешеден бері мәз-мейрам. Шымыр денелі,
төгілді, Қатар-қатар үйілген төмпешік құм жоталанып жа-
Кеше мәшинемен аулаға теңіздің ақ қиыршық күмы
кішкентай Нұрталап. Таудай құмның бауырын-
да екі ғарыш кемесі тұр. Біреуінде «Сұңқар», екіншісінде
«Аққу» деген жазу бар. Кемелердің бүйірлері күнге ша-
ғылысып, жарқ-жұрқ етеді.
деп сұрады арнаулы ба-
Нұрталап Қаматов қайсың?
қылау аппаратында отырған Задагүл.
- Мен!.. – деді үстіне ғарышкер киімін киген өткір көзді
Дәрігер ғарышкердің жүрегін тыңдап, тынысын байқады,
Сонан соң ауланың ортасындағы өткеншекке айналдырып
сынады. Нұрталап сыннан бөгетсіз
Жарайсың!..
деді Задагүл. — Қандай қиыншылық
болса да, төтеп бере аласың.
Нұрталап дәрігердің ақыл-кеңесіне дән риза. Екі езуі екі
ғарыш кемесіне мінуге оңтайланып еді, «Нұрталап!» деген
құлағында. Масаттанып тұр. Достарымен қоштасқан соң
дауыс естілді.
Ол жалт бұрылып:
— Ау! Мен мұндамын! – деді.
Апасы балконнан қарап тұр екен.
Мектепке баратын уақытың болып қалды. Үйге кір.
Жуын. Тамақтан. Бол, тезірек!
Нұрталап шешесінің шақырғанына қынжылып, қабақ
шытты. Мұны байқаған Задагүл:
- Жарайды, бүгін демал! Ертең міндетті түрде ұшасың! -
деді.
Нұрталаптың жүзінен қуаныш сәулесі жарқ ете қалды.
• Мәтінге жоспар құрып, мазмұндама жаз.
Мария
Химия
5 - 9 классы
5 дней назад
1)Определи, в каком из перечисленных случаев речь идёт о железе как химическом элементе:
А)реагирует с неметаллами
Б)занимает второе место по рас в в)земной коре среди металлов
Г)находится в главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева
Д)тяжёлый
2)Определи верное утверждение, относящееся к железу как к веществу:
А)обладает электропроводностью
Б)не может проводить тепло
В)его нельзя хранить на воздухе
Д)может быть и окислителем, и восстановителем
3)Укажи, с какими веществами может реагировать гидроксид трёхвалентного железа:
А)фосфорная кислота
Б)гидроксид калия
В)все варианты подходят
Г)бромид лития
Может быть несколько вариантов ответа.
4)Отметь все утверждения, верные для железа:
А)при обычных условиях не реагирует с растворами щелочей
Б)его получают из магнетита
В)образует соли двух- и трёхвалентного железа
Г)вещество красного цвета
Может быть несколько вариантов ответа.
5)Оксид железа() в отличие от оксида железа() взаимодействует
с раствором
А) хлорида магния
Б) азотной кислоты
В)фосфата магния
, но не реагирует с
А)гидроксидом кальция
Б)оксидом хлора 5
В)оксидом азота 3
6)Подсчитай число протонов в 48 атомах железа.
7)Определи формулу соли, содержащей трёхвалентное железо:
А)(3)2
Б)чугун
В) (2)3
Г) 23
8)Выбери все утверждения, верные для железа:
А)при взаимодействии с соляной кислотой образует соль двухвалентного железа
Б)пассивируется в растворе концентрированной азотной кислоты
В)его можно получить электролизом водных растворов солей двухвалентного железа
Г)вещество красного цвета
Может быть несколько вариантов ответа.
Синтетические моющие средства не дают осадков с кальцием, магнием и железом и поэтому не теряют свойств в жесткой воде. Растворы синтетических моющих средств часто имеют не щелочную, а слабокислую реакцию (например, шампуни с рН 5.5). Рас компонент синтетических моющих средств - сернистокислые эфиры олефиновых производных (содержат группу -HSO3 - остаток сернистой кислоты и углеводородный хвост, как у мыла. Группа -HSO3 при реакции с солями кальция и магния не дает осадков, а следовательно, не уменьшает количество моющего средства).
Объяснение: