А) какой алкан получится при действии металлического натрия на смесь трет-
бутилбромида и 2-бромпентана? Изобразите (в виде формул и в виде
проекций Фишера) все возможные конфигурационные) изомеры
основного продукта этой реакции, назовите эти изомеры по (R,S)-номенклатуре;
Відповідь: С₆Н₈О₆; 20.
Дано:
D(CO₂) = 4
mC:mH:mO=9:1:12
Виведіть формулу
Bкажіть число атомів
Розв'язок та пояснення:
М(СО₂) = 44 г/моль
М(С) = 12 г/моль
М(Н) = 1 г/моль
М(О) = 16 г/моль
Знаходимо молярну масу вітаміна:
M(СхНуOz) = D(CO₂)*M(CO₂) = 4*44 г/моль = 176 г/моль
З масового співвідношення знаходимо суму часток:
9+1+12 = 22 (частки)
Знаходимо яка маса припадає на 1 частку: 176/22 = 8 г
Знаходимо маси та кількість атомів Карбону, Гідрогену та Оксигену, що міститься в певному вітаміні:
m(C) = 9*8 г = 72 г; n(C) = m(C)/M(C) = 72 г/12 г/моль = 6 моль
m(H) = 1*8 г = 8 г; n(H) = m(H)/M(H) = 8 г/1 г/моль = 8 моль
m(O) = 12*8 г = 96 г; n(O) = m(O)/M(O) = 96 г/16 г/моль = 6 моль
n(C):n(H):n(O) = 6:8:6
Молекулярна формула С₆Н₈О₆
Число (кількість) атомів в формулі: 6+8+6 = 20
Відповідь: С₆Н₈О₆; 20.
Закономерности, происходящие в веществах, процессы их превращения, при которых происходит изменение их состава и структуры, изучает раздел естествознания — химия. Она занимается явлениями природы, сопровождающими химические изменения вещества, изучает причины и законы управления химическими процессами, а также рассматривает составные части вещества и их применение на практике. Отдельные химические процессы (получение металлов из руд, крашение тканей и др.) использовались еще на заре становления человеческой цивилизации. Позже, в III—IV вв., зародилась алхимия, задачей которой было превращение неблагородных металлов в благородные (золото, серебро). Начиная с эпохи Возрождения химические исследования все в большей мере стали использовать для практических целей (металлургия, стеклоделие, керамика, получение красок и т. д.).
Химию можно определить как науку, изучающую вещества и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их взаимопре-
197
вращаемости в результате химических реакций имеет место превращение химической энергии в теплоту, свет и проч. Химия нужна человечеству для того, чтобы из вещества природы получать по возможности все необходимое — металлы, цемент, бетон, керамику, фарфор, стекло, каучук, пластмассы, искусственные волокна, лекарства и многое другое.
Основой химической науки является атомно-молекулярное учение (АМУ), закон сохранения материи, периодический закон и теория строения вещества, учение о химическом процессе (кинетика). Химические процессы подчиняются всеобщим законам природы — закону сохранения массы вещества и закону сохранения энергии. Закон сохранения массы вещества открыли М. В. Ломоносов и А. Л. Лавуазье почти независимо друг от друга. Они далеко продвинули развитие химии тем, что при химических реакциях применили физические методы, в частности взвешивание. Закон сохранения массы в химических процессах можно сформулировать так: сумма масс исходных веществ (соединений) равна сумме масс продуктов химической реакции. Например, при разложении воды масса воды будет равна сумме массы водорода и массы кислорода. Из закона сохранения вещества вытекает, что вещество нельзя ни создать из ничего, ни уничтожить совсем. Количественным выражением закона сохранения массы веществ применительно к производственному химическому процессу является материальный баланс, в котором подтверждается, что масса веществ, поступивших на технологическую операцию, равна массе полученных веществ. Закон сохранения энергии действует во всех случаях и повсюду, где одна форма энергии переходит в другую.
Несмотря на обилие эмпирического материала о свойствах различных веществ и их соединений, особенностях протекания разнообразных реакций, в химии, до открытия в 1869 г. периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева не существовало той объединяющей концепции, с которой можно было бы объяснить весь накопленный фактический материал. Было бы,