Ковалентний полярний зв’язок утворюється між елементами неметалами, електронегативність яких 1.не впливає на утворення зв'язку 2.не суттєво відрізняється 3.однакова 4.суттєво відрізняється
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ТЕМАТИКЕ «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ВОКРУГ НАС» «Вулкан» на столе. В тигель насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III) и горящего магния. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого высыпаются раскаленные массы: (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O + N2, 2Mg + O2 = 2MgO «Звездный дождь». Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в жедезный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя». Фейерверк в середине жидкости. В цилиндр наливают 5 мл концентрированной серной кислоты и осторожно по стенке цилиндра приливают 5 мл этилового спирта, затем бросают несколько кристалликов перманганата калия. На границе между двумя жидкостями появляются искорки, сопровождающиеся потрескиванием. Спирт воспламеняется при появлении кислорода, который образуется при взаимодействии перманганата калия с серной кислотой. «Зеленый огонь». Борная кислота с этиловым спиртом образуют сложный эфир: Н3ВО3 + ЗС2Н5ОН = В (ОС2Н5)3 + ЗН2О. В фарфоровую чашечку насыпают 1 г борной кислоты, приливают 10 мл спирта и 1 мл серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пары эфира горят зеленым пламенем. Вода зажигает бумагу. В фарфоровой чашке смешивают пероксид натрия с мелкими кусочками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капают несколько капель воды. Бумага воспламеняется. Na2O2 + 2Н2О = Н2О2 + 2NaOH 2Н2О2 = 2Н2О + О2| Разноцветное пламя. Различные цвета пламени можно показать при сжигании хлоридов в спирте. Для этого берут чистые фарфоровые чашки с 2—3 мл спирта. В спирт добавляют по 0,2—0,5 г мелко растертых хлоридов. Смесь .поджигают. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли: литий — малиновый, натрий — желтый, калий — фиолетовый, рубидий и цезий — розово-фиолетовый, кальций — кирпично-красный, барий — желтовато-зеленый, стронций — малиновый и т. д. Волшебные палочки. Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема. В других стаканах подготавливают растворы соляной • кислоты и гидроксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стаканах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким кислоту во вторую трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять резко изменится. Волшебная палочка. Для опыта в фарфоровые чашки помещают заранее приготовленную кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Стеклянную палочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. Быстро подносят палочку к влажному фитилю спиртовки или ватке, смоченной спиртом, фитиль воспламеняется. (Вносить повторно смоченную спиртом палочку в кашицу запрещается.) 2KMnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + Н2О6Мп2О7 + 5С2Н5ОН + 1 2H2SO4 = 1 2MnSO4 + 1 ОСО2 1 + 27Н2О Проходит реакция с выделением большого количества теплоты, спирт воспламеняется. Самовоспламеняющаяся жидкость. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3 — 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:
«ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ВОКРУГ НАС»
«Вулкан» на столе. В тигель насыпают дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием (в центре холмик смачивают спиртом). Зажигают «вулкан» горящей лучиной. Реакция экзотермическая, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III) и горящего магния. Если погасить свет, то создается впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого высыпаются раскаленные массы:
(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + 4H2O + N2, 2Mg + O2 = 2MgO
«Звездный дождь». Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в жедезный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя».
Фейерверк в середине жидкости. В цилиндр наливают 5 мл концентрированной серной кислоты и осторожно по стенке цилиндра приливают 5 мл этилового спирта, затем бросают несколько кристалликов перманганата калия. На границе между двумя жидкостями появляются искорки, сопровождающиеся потрескиванием. Спирт воспламеняется при появлении кислорода, который образуется при взаимодействии перманганата калия с серной кислотой.
«Зеленый огонь». Борная кислота с этиловым спиртом образуют сложный эфир:
Н3ВО3 + ЗС2Н5ОН = В (ОС2Н5)3 + ЗН2О.
В фарфоровую чашечку насыпают 1 г борной кислоты, приливают 10 мл спирта и 1 мл серной кислоты. Смесь перемешивают стеклянной палочкой и поджигают. Пары эфира горят зеленым пламенем.
Вода зажигает бумагу. В фарфоровой чашке смешивают пероксид натрия с мелкими кусочками фильтровальной бумаги. На приготовленную смесь капают несколько капель воды. Бумага воспламеняется.
Na2O2 + 2Н2О = Н2О2 + 2NaOH 2Н2О2 = 2Н2О + О2|
Разноцветное пламя. Различные цвета пламени можно показать при сжигании хлоридов в спирте. Для этого берут чистые фарфоровые чашки с 2—3 мл спирта. В спирт добавляют по 0,2—0,5 г мелко растертых хлоридов. Смесь .поджигают. В каждой чашке цвет пламени характерен для того катиона, который имеется в составе соли: литий — малиновый, натрий — желтый, калий — фиолетовый, рубидий и цезий — розово-фиолетовый, кальций — кирпично-красный, барий — желтовато-зеленый, стронций — малиновый и т. д.
Волшебные палочки. Три химических стакана наполняют растворами лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина примерно на 3/4 объема. В других стаканах подготавливают растворы соляной • кислоты и гидроксида натрия. Стеклянной трубочкой набирают раствор гидроксида натрия. Перемешивают этой трубочкой жидкости во всех стаканах, незаметно выливая каждый раз из нее небольшое количество раствора. Цвет жидкости в стаканах изменится. Затем набирают таким кислоту во вторую трубочку и перемешивают ею жидкости в стаканах. Окраска индикаторов опять резко изменится.
Волшебная палочка. Для опыта в фарфоровые чашки помещают заранее приготовленную кашицу из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Стеклянную палочку погружают в свежеприготовленную окислительную смесь. Быстро подносят палочку к влажному фитилю спиртовки или ватке, смоченной спиртом, фитиль воспламеняется. (Вносить повторно смоченную спиртом палочку в кашицу запрещается.)
2KMnO4 + H2SO4 = Mn2O7 + K2SO4 + Н2О6Мп2О7 + 5С2Н5ОН + 1 2H2SO4 = 1 2MnSO4 + 1 ОСО2 1 + 27Н2О
Проходит реакция с выделением большого количества теплоты, спирт воспламеняется.
Самовоспламеняющаяся жидкость. В фарфоровую чашку помещают 0,5 г слегка растертых в ступке кристаллов перманганата калия, а затем из пипетки наносят 3 — 4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется:
Часть А
Выберете правильный вариант ответа
1К химическим элементам-металлам относится:
А) криптон б) ванадий
В) теллур г) йод
2. Формула летучего водородного соединения, образованного химическим элементом 2-го периода, V A группы:
А) РН3 б) Н2О в)NH3 г) HCl
3.Амфотерные соединения образует каждый из двух химических элементов:
А) сера и алюминий б) барий и алюминий
В) цинк и хром г) натрий и азот
4. Одинаковое число электронов Амфотерные соединения образует каждый из двух химических элементов:
А) сера и алюминий б) барий и алюминий
В) цинк и хром г) натрий и азот
5. Взаимодействие растворов гидроксида натрия и сульфата меди(II) относят к реакциям:
А) соединения б) разложения
В) замещения г) обмена
6Раздел химии, изучающий скорость химических реакций называется:
А) термодинамика б) кинетика в) электрохимия г) стереохимия
7. Какая из реакций самая быстрая?
а) Горение серы. б) Взрыв смеси водорода и кислорода.
в) Ржавление железа. г) Образование алмазов в кимберлитовых трубках.
Часть Б
1.Дать характеристику элементу с порядковым номером 5 по плану исходя из его положения в Периодической системе.
2. Докажите амфотерный характер гидроксида алюминия. Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
3. Решите цепочку превращений: S →SO2 →SO3 →H2SO4 →Na2SO4
Первую реакцию рассмотрите с позиции ОВР, для четвертой запишите ионные уравнения
4. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции при повышении температуры на 200С, если температурный коэффициент равен 3?