Лабораторная работа № 10. Свойства металлов, неметаллов, а также их соединений.
Цель работы: изучить характерные химические свойства металлов, неметаллов, в также их соединений.
Оборудование и материалы: железный порошок (или стружки), алюминиевые стружеки, растворы серной кислоты, гидроксида натрия, FeSO4, FeCl3, K3[Fe(CN)6], NH4NCS, NaNO3, KМnO4, пероксида водорода, KI, штатив, пробирки.
Выполнение работы:
Опыт 1. Взаимодействие железа с кислотами и щелочами.
Поместить в две пробирки железный порошок (или стружки). В одну пробирку добавить 1 мл раствора серной кислоты, а во вторую 1мл раствора гидроксида натрия. Записать наблюдения. Написать уравнения протекающих реакций. Расставить коэффициенты методом электронного баланса.
Опыт 2. Получение гидроксида железа (II) и исследование его свойств.
Налить в 3 пробирки по 1 мл раствора FeSO4. Прибавить в каждую пробирку по 1 мл раствора гидроксида натрия. Наблюдать образование осадка. Затем в первую пробирку добавить 1 мл раствора NaOH, а во вторую - 1 мл раствора H2SO4. Отметить в третьей пробирке изменение цвета осадка через некоторое время. Под действием кислорода воздуха и воды гидроксид железа (II) превращается в гидроксид железа (III). Записать наблюдения. Написать уравнения протекающих реакций. Расставить коэффициенты методом электронного баланса для окислительно-восстановительных реакций. Записать вывод о кислотно-основных свойствах гидроксида железа (II).
Опыт 3. Получение гидроксида железа (III) и исследование его свойств.
Налить в 2 пробирки по 1 мл раствора FeCl3. Прибавить в обе пробирки по 1 мл раствора гидроксида натрия. Наблюдать образование осадка. Затем в первую пробирку добавить 1 мл раствора NaOH, а во вторую - 1 мл раствора H2SO4. Записать наблюдения и уравнения протекающих реакций. Записать вывод о кислотно-основных свойствах гидроксида железа (III).
Опыт 4. Качественные реакции на ионы Fe2+, Fe3+.
В одну пробирку внести 1 мл раствора FeSO4, а во вторую 1 мл раствора FeCl3. В первую пробирку добавьте 1 мл раствора K3[Fe(CN)6]. Во вторую пробирку добавьте 1 мл раствора роданида аммония NH4NCS. Записать наблюдения. Написать уравнения протекающих реакций.
Опыт 5. Восстановительные свойства алюминия.
Поместите в пробирку небольшое количество алюминиевых стружек. Добавьте к ним по 1 мл растворов NaOH и нитрата натрия NaNO3. Обратите внимание на выделение аммиака. Напишите уравнение реакции. Расставить коэффициенты методом электронного баланса.
Опыт 6. Изучение свойств пероксида водорода.
6.1. Восстановительные свойства пероксида водорода.
К раствору перманганата калия добавьте небольшое количество разбавленной серной кислоты и по каплям прилейте 3%раствор пероксида водорода. Что наблюдаете? Напишите уравнения протекающих реакций. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
6.2. Окислительные свойства пероксида водорода.
К подкисленному серной кислотой 3% раствору пероксида водорода добавьте йодид калия. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Вопросы:
1. Напишите уравнения реакций получения оксида углерода (IV) тремя различными
2. Почему карбонат кальция растворяется в воде, насыщенной оксидом углерода (IV)? Напишите соответствующее уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
3. Напишите уравнения последовательных реакций: Si → SiO2 → K2SiO3 → H2SiО3.
Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
Сформулируйте и запишите вывод о проделанной работе.
\
F-C-F
\
F
Фтор отрывает по одному электрону и образует 4 электронные пары. В данном случае валентность фтора I ,а углерода IV.
1) CaSiO₃
W(Si) = (n*Ar)/Mr *100%
W(Si) = (1*28)/116 *100%
W(Si) = 0,24 *100%
W(Si) = 24%
2) Cl₂↑ + FeCl₂ = FeCl₃
Cl₂° + 2e⁻ = 2Cl¹⁻ | 1 | Cl₂° - окислитель
Fe²⁺ - e⁻ = Fe³⁺ | 2 | Fe²⁺ - восстановитель
Cl₂↑ + 2FeCl₂ = 2FeCl₃
3)
Дано:
m(P) = 50г
w(прим) = 20% = 0,2
Найти:
V(O₂↑) = ?
Решение:
4P + 5O₂↑ = 2P₂O₅
w = m(в-ва)/m(р-ра)
m(прим) = w(прим)*m(P)
m(прим) = 0,2*50
m(прим) = 25 гр
m(P чистого) = 50 - 25 = 25 гр
n(P чистого) = 25/31 = 0,8 моль
4n(P) = 5n(O₂↑)
4*0,8/5 = n(O₂↑)
n(O₂↑) = 0,64 моль
V = n*Vr
V(O₂↑) = 0,64*22,4
V(O₂↑) = 14,34 л
ответ: 14,34 л