В курсе химии средней школы первоначальное знакомство с реакциями обмена у школьников происходит в 8-м классе. Здесь дается понятие реакций обмена как реакций, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. А уже в курсе химии 9-го класса акцентируется внимание учащихся на том, что это тип реакций, протекающих без изменения степеней окисления элементов у веществ. В нашей школе химия преподается по учебнику Ф.Г.Фельдмана и Г.Е.Рудзитиса, естественно, с дополнительным включением всех недостающих тем и вопросов в соответствии с госстандартом. Для облегчения работы с материалами курса «Химия-9» я уже в 8-м классе изучаю этот материал в полном объеме, с подробным разбором сложных примеров реакций ионного обмена. А сэкономленное время использую в 9-м классе на изучение органической химии (хотя считаю введение ее в программу на этой ступени изучения химии нецелесообразным). Предлагаю свой вариант изложения этой темы в 8-м классе с большим числом примеров и трехуровневой проверочной работой.
Для того, чтобы узнать идёт ли реакция самопроизвольно или нет, необходимо посчитать стандартную энергию Гиббса при заданной температуре. Если энергия Гиббса меньше 0, то да, реакция идёт самопроизвольно. Так как у нас подразумеваются стандартные условия и температура воспользуемся формулой: ΔrG°= сумма с учётом коэффициентов ΔfG°(продуктов) - сумма с учётом коэффициентов ΔfG°(реагентов). Воспользуемся справочными данными и получим: ΔrG°= -371,2 -1128,4 - (-1323,9 -394,4) = 218,7 кДж/моль >0 Процесс не может идти самопроизвольно
Предлагаю свой вариант изложения этой темы в 8-м классе с большим числом примеров и трехуровневой проверочной работой.
ΔrG°= сумма с учётом коэффициентов ΔfG°(продуктов) - сумма с учётом коэффициентов ΔfG°(реагентов). Воспользуемся справочными данными и получим:
ΔrG°= -371,2 -1128,4 - (-1323,9 -394,4) = 218,7 кДж/моль >0
Процесс не может идти самопроизвольно