ответьте ! 50 ! 9) допишіть рівняння реакцій та установіть відповідність між вихідними речовинами й типом реакції : 1) na2so4 + hbr -» 2) k2o + co2 -» 3)fe(oh)2 -» а) сполучення б) заміщення в) розкладу г) обміну 10) в яких рівняннях реакцій неправильно підібрані ковіцієнти? назвіть утворені оксиди , у дужках записана валентність тих елементів котра є змінною : а) c(5) + o2 -» б) al + o2-» в)h2 + o2 -» 12)обчисліть об'єм газу гідроген сульфіду , який виділиться під час взаємодії калій сульфіду кількістю 0,5 моль з хлоридною кислотою .
Открытый урок | Первое сентября
Главная
Положение о фестивале и конкурсах
Поиск по сайту
Статья недели
Разделы
Конкурс «Презентация к уроку»
Конкурс «Путь к Великой Победе»
Конкурс «Волонтерское движение в школе»
Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»
Конкурс «История регионов России»
Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»
Конкурс «Цифровой класс»
Конкурс «Электронный учебник на уроке»
Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»
Астрономия
Биология
Начальная школа
География
Иностранные языки
Информатика
История и обществознание
Краеведение
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
ОРКСЭ
Русский язык
Руководство учебным проектом
Спорт в школе и здоровье детей
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Администрирование школы
Видеоурок
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Инклюзивное образование
Классное руководство
Коррекционная педагогика
Логопедия
Мастер-класс
Общепедагогические технологии
Организация школьной библиотеки
Патриотическое воспитание
Профессия — педагог
Работа с дошкольниками
Работа с родителями
Социальная педагогика
Урок с использованием электронного учебника
Школьная психологическая служба
Обратная связь
Многообразие решения задач на уроках химии
Собитнюк Любовь Васильевна, учитель
Разделы: Химия
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельного применения приобретённых знаний. Включение задач в учебный процесс позволяет уточнять и закреплять химические понятия о веществах и процессах, вырабатывать смекалку в использовании имеющихся знаний. Задачи побуждают учащихся повторять, углублять и осмысливать имеющиеся знания. В процессе решения задач воспитывается трудолюбие, целеустремлённость, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. При решении задач реализуются межпредметные связи, показывается единство природы. В процессе решения задач идёт сложная мыслительная деятельность. Взаимодействие знаний и действий формированию разных приёмов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.
Химические задачи можно решать устно, письменно и экспериментально, используя различные решения. Нельзя решать задачи от случая к случаю. Успех выработки умения решать задачи развивается, закрепляется при условии непрерывного решения задач на протяжении всего курса химии на основе созданной учителем определённой, постепенно усложняющейся системы. Как в природе всё гармонично, так и в решении задач должна быть своя гармония. Любая задача начинается с изучения её условия. Условия задач, если её нет в учебнике и сборнике задач, я предлагаю учащимся на карточках, чтобы они могли самостоятельно познакомиться с данными.
После изучения условия задачи, обязательно выясняем, с какими величинами предстоит проводить вычисления, устанавливаем единицы измерения и числовые значения данных задачи, чётко определяем искомую величину. Химические превращения записываем в виде уравнений реакций, расставляя коэффициенты перед формулами.
Решение любой задачи подобно сочинению музыки. Чтобы её сочинить, нужно знать ноты. Этими нотами в химии являются количественные соотношения. Взаимосвязь зависимости массы, объёма, числа частиц и теплового эффекта с количеством отражена на схеме:
Любые задачи можно решить несколькими Знакомство учащихся с разными позволяет им самим находить пути решения. Какой окажется более рациональным, ребята могут сравнить на уроке или в неурочное время, использую мультимедийный проектор. На примерах я покажу несколько решения задач.
Большинство задач, связанных с переходом от одного вещества к другому, мы решаем через количественные отношения. От нот к музыкальной фразе, точно так мы идём с учащимися при решении задач. Сначала отрабатываем количественные отношения в формулах, затем между веществами. На основе этого составляем схему решения задач на смеси веществ, между которыми нет взаимодействия:
Для решения такого типа задач используем схему
1. Смесь метана и этана массой 19 г занимает объём равный 16,8 л (при н. у.). Найти массовую или объёмную долю компонентов смеси.
Для решения многих задач используем несколько
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
Используем схему перехода от количества к массе
2. Пусть vметана = х моль, vэтана= 0,75-х моль
mметана = 16х(г), mэтана= 30(0,75-х)
mметана+ mэтана= 19(г)
16х +30(0,75-х)=19
14х= 3,5
Х= 0,25моль
Так как мольная доля равна объёмной доли, следовательно:
vметана= = 0,333 или 33,3% img10.gif (64 bytes)этана= 66,7%
mметана = 4г, mэтана=15г.
Массовую долю веществ определяем по формуле:
img10.gif (64 bytes)
img10.gif (64 bytes)этана== 0,78,9 или 78,9%, img10.gif (64 bytes)метана= 11,1%
1. Находим общее количество смеси: vсмеси=
vсмеси = = 0,75 моль
2. Пусть х г- масса метана, (18-х)г - масса этана.
2) метанол (CH3OH), этанол (C2H5OH)
3) В названии спиртов отображается положение ОН группы и название заканчивается на -ол
4) Начиная с 3 члена гомологического ряда спиртов, есть изомерии положения функциональной группы ОН, строения углеродного скелета, межклассовая изомерия)
5) В природе встречается метанол (получается перегонкой дерева) или древесный спирт
6.2CH3OH+3O2=2CO2+4H2O
7.2C2H5OH+2K=2C2H5OK+H2
8.C2H5OH+CuO=CH3COH+H2O+Cu
9.глицерин C3H5(OH)3+Cu(OH)2=2H2O+глицерат меди(2)
10 - аналогично
11, 12, 13 - не реагируют
1) Фенолы - вещества, содержащие радикал фенил C6H5-
2) Фенол C6H5OH
3) Нумерация в бензольном кольце начинается с ОН-группы и нзываются положения всех заместителей, в конце названия добавляется фенол
4) Изомерия положения заместителей и ОН-группы
5) Встречается в каменном угле. Представители фенолов встречаются в растениях (эвгенол)
6) C2H5OH+3O2=2CO2+3H2O
7) 2C6H5OH+2Na=2C6H5ONa+H2
8) 2C6H5OH+CuO=(C6H5O)2Cu+H2O
9) 2C6H5OH+Cu(OH)2=(C6H5O)2Cu+2H2O
10) аналогично
11) C6H5OH+NaOH=C6H5ONa+H2O
12) 2C6H5OH+Na2CO3=2C6H5ONa+CO2+H2O
13) - не реагирует
1) Альдегиды R-COH( от углерода двойная связь с кислородом и от углерода одинарная связь с водородом)
2) Метаналь CH3COH, этаналь C2H5COH
3) Нумерация начинается с альдегидо-группы и обозначаются все заместители, в конце прибавляют -аль
4) Изомерия положения альдегидной группы и заместителей
5) Встречаются в эфирных маслах (коичный альдегид), в растениях
6) CH2O+O2=CO2+H2O
7,8,9, 11, 12, 13 - не реагируют
10) C2H4O+2Cu(OH)2=C2H4O2+Cu2O+2H2O
1) Карбоновые кислоты R-COOH(от углерода двойная связь с кислородом и от углерода одинарная связь с группой OH)
2) муравьиная кислота(метановая) HCOOH, этановая кислота(уксусная) CH3COOH
3) Нумерация начинается с карбоксильной группы и обозначаются все заместители, в конце прибавляют кислота
4) Изомерия положения карбоксильной группы и заместителей
5) Муравьиная кислота - продукт выделения муравьев, в овощах, фруктах (гидроксокислоты)
6) 2CH2O2+O2=2CO2+2H2O
7) 2CH3COOH+2Na=2CH3COONa+H2
8) 2CH3COOH+2CuO=(CH3COO)2Cu+H2O
9) 2CH3COOH+2Cu(OH)2=(CH3COO)2Cu+2H2O
10) аналогично
11) CH3COOH+NaOH=CH3COONa+H2O
12) 2CH3COOH+Na2CO3=2CH3COONa+H2O+CO2
13) - нет реакции
1) сложные эфиры R1-C(O)OR2 (от углерода двойная связь с кислородом и от углерода одинарная связь с O-R2);
2) Метилметаноат (HCOOCH3), метилэтаноат (CH3COOCH3)
3) Называется радикал R2, затем радикал R1 и добавляется -оат
4) Изомерия положения радикалов R1, R2 и их строение, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами
5) Всевозможные эфирные масла растений, запах груш (изоамилацетат)
6) HCOOCH3+2O2=2CO2+2H2O
7,8,9,10,11,12 - нет реакции
13) HCOOCH3 + H2O -KOH-> HCOOH + CH3OH
1) Углеводы Cn(H2O)m
2) Глюкоза и фруктоза C6H12O6
3) Имеют только тривиальные название, обозначают оптические изомеры буквами L или Dпо конфигурации хирального атома
4) Изомерия групп ОН, оптическая изомерия
5) Находятся во всех растениях и плодах
6) C6H12O6+6O2 = 6CO2+6H2O
7) 2C5H9O5-CH2OH+2Na = 2C5H9O5-CH2ONa+H2
8,11,12,13 - нет реакций
9) C6H12O6+Cu(OH)2= 2H2O + C6H9O6-Cu
10) C6H12O6+Cu(OH)2=C6H12O7+Cu2O+H2O