Практическая работа 3 Тема: изучение свойств серной кислоты
1, в три пробирки налейте по 1-2 мл разбавленной серной кислоты,
- 1-2 капли раствора
2, в первую и вторую пробирки из первого опыта добавляйте по каплям
гидроксид натрия до тех пор, пока лакмус не станет фиолетовым, метиловый
оранжевым. Сделайте вывод и напишите уравнение реакции
кусочек медной проволоки (или струж-
в первую пробирку добавьте 1-2 капли раствора лакмуса, во вторую
12 капли раствора метилового оранжевого, в третью
фенолфталеина. Что наблюдаете? Объясните результаты.
оранжевый
в молекулярной и ионной формах.
3. В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора серной кислоты. В одну по
местите гранулу цинка, а в другую
ки). Что наблюдаете? Объясните результаты. Напишите уравнение реакции
в молекулярной и ионной формах. Рассмотрите окислительно-восстановитель-
ные процессы.
4. В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора серной кислоты. В первую
добавьте на кончике шпателя оксид меди(II), во вторую
на кончике шпателя
порошок карбоната натрия (техническую соду). Объясните результаты. Нали
шите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
5. В пробирку налейте 1-2 мл раствора сульфата меди(II), добавьте 1-2 мл
раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавляйте по каплям сер-
ную кислоту до полного растворения осадка. Напишите уравнения реакций
в молекулярной и ионной формах.
6. В одну пробирку налейте 1-2 мл раствора серной кислоты, в другую
1-2 мл раствора сульфата натрия. В обе пробирки добавьте несколько капель
раствора хлорида бария, Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в мо-
лекулярной и ионной формах.
Се́рная кислота́ H2SO4 — сильная двухосновная кислота, отвечающая высшей степени окисления серы (+6). При обычных условиях концентрированная серная кислота — тяжёлая маслянистая жидкость без цвета и запаха, с сильнокислым «медным» вкусом. В технике серной кислотой называют её смеси как с водой, так и с серным ангидридом SO3. Если молярное отношение SO3 : H2O < 1, то это водный раствор серной кислоты, если > 1 — раствор SO3 в серной кислоте (олеум). Токсична, и относится к высокоопасным веществам (2-й класс опасности по ГОСТ 12.1.007).
Объяснение:
Li = Li(+) + e(-) | 6
S(6+) + 6e(-) = S | 1
Необходимо учесть, что серная кислота является не только окислителем, но и средой, поэтому требуется добавить соответствующее количество кислоты для образования соли
6Li + H2SO4(как окислитель) + 3H2SO4(как среда) = 3Li2SO4 + S + 4H2O
или
6Li + 4H2SO4 = 3Li2SO4 + S + 4H2O
Rb + HNO3 = RbNO3 + N2O + H2O
Rb = Rb(+) + e(-) | 4
N(5+) + 4e(-) = N(+) | 1
4Rb + HNO3(как окислитель) + 4HNO3(как среда) = 4RbNO3 + 0,5N2O + 2,5H2O
Поскольку при уравнивании в соответствии с уравнениями электронного баланса получились дробные коэффициенты, домножаем каждый из них на 2
8Rb + 10HNO3 = 8RbNO3 + N2O + 5H2O
2Li + H2O = 2LiOH + H2
LiOH + HCl = LiCl + H2O
2LiCl(расплав) = 2Li + Cl2 (электролиз)
4Li + O2 = 2Li2O
Li2O + H2O = 2LiOH
Ход рассуждений общий для пп.3-5
В общем виде взаимодействие металла валентности х с водой можно описать следующим уравнением реакции:
Me + хH2O = Me(OH)х + (х/2)H2
По закону эквивалентов
m(Me)/(n(Me) * M(Me)) = V(H2)/(n(H2) * 22.4)
Подставляем все значения и выражаем молярную массу металла:
M(Me)/x = m(Me) * (1/2) *22.4/(1 * V(H2)) = 11.2 * m/V
Металлы вытеснять водород из воды, могут быть одно-, двух- трехвалентными (щелочные, щелочно-земельные, алюминий), т.е. х может принимать значения 1, 2, 3
Для первого металла:
М/х = 11,2*2,66/1,12 = 23
Для х = 1, М = 27
Для х = 2, М = 54
Для х = 3, М = 81
Прим. Этот пункт решить не смог. Под полученные молярные массы ни один металл не подошел. Возможно, масса металла в условии - 2,26 г. В этом случае получится, что металл - натрий
Для второго металла
М/х = 11,2*1,4/2,24 = 7
х = 1, М = 7
х = 2, М = 14
х = 3, М = 21
Металлов с молярными массами 14 и 21 не существует.
Металл - литий
Для третьего металла
М/х = 11,2 * 4,27/,56 = 85
х = 1, М = 85
х = 2, М = 170
х = 3, М = 255
Металл - рубидий (М = 85)