Практическая работа № 8 Изучение химических свойств дисахаридов и полисахаридов
Цель: изучение химических свойств дисахаридов на примере сахарозы, химических свойств полисахаридов на примере крахмала.
Опыт 1. Изучение строения сахарозы (тростникового сахара).
1) Наличие гидроксильных групп.
Поместите в пробирку 2-3 капли 1% раствора сахарозы и 6 капель 2н едкого натрия. Добавьте для разбавления 6-8 капель воды, чтобы высота слоя жидкости равнялась 18 мм. Прибавьте 1-2 капли 0,2н раствора сернокислой меди. Вместо ожидаемого осадка гидрата окиси меди образуется раствор сахарата меди светло-синего цвета. Сохраните его для следующего опыта. Запишите схему реакции.
2) Отсутствие восстанавливающей . Раствор сахарата меди, полученный в предыдущем опыте, нагрейте над пламенем горелки так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора, а нижняя оставалась холодной для контроля. Сахароза в этих условиях не даёт реакции восстановления. Какой можно сделать вывод о строении сахарозы?
3) Гидролиз сахарозы.
Возьмите 2 пробирки. Поместите в первую пробирку 2-3 капли 1% раствора сахарозы, добавьте 2-3 капли 2н соляной кислоты и 10 капель воды. Нагрейте над пламенем горелки в течение 30 секунд, наблюдая за продолжительностью нагревания по часовой стрелке. Держите, пробирку наклонно и все время встряхивайте, её, чтобы раствор не выбросило. Отлейте половину раствора во вторую пробирку и добавьте в неё 6-8 капель 2н раствора едкого натрия и 4-5 капель воды, чтобы высота слоя жидкости была 18-20 мм.
Едкой щёлочи добавляют с избытком, чтобы нейтрализовать кислоту, взятую для гидролиза, а также создать щелочную среду, необходимую для реакции. Затем к смеси добавьте1-2 капли 0,2н CuSO4 и нагрейте верхнюю часть раствора до кипения. Что наблюдается? Запишите уравнение реакции.
Опыт 2. Обнаружение крахмала с йода
1) В пробирке смешайте 5 капель крахмального клейстера с 1-2 каплями раствора йода. Раствор слегка нагрейте, а потом вновь охладите. Что наблюдается?
2) В пробирку налейте 2 мл крахмального клейстера, добавьте примерно 6 мл воды и по каплям добавьте 0,5 мл раствора серной кислоты. Возьмите пробирку держателем и прокипятите смесь в течение 3 минут. Наблюдайте, что происходит с крахмалом при нагревании. Затем нейтрализуйте смесь раствором гидроксида натрия и добавьте немного свежеприготовленного осадка гидроксида меди (II). Содержимое пробирки вновь нагрейте. Наблюдайте за изменением цвета осадка.
Выпадающий осадок, как правило, загрязнен посторонними примесями.
Соосаждение – выпадение в осадок вместе с осаждаемым соединением каких-либо посторонних веществ, которые в условиях проведения анализа являются растворимыми и применяемым реагентом не осаждаются.
Соосаждение следует отличать от совместного осаждения, когда одним реагентом из раствора одновременно осаждается два или несколько веществ. Например, если в растворе присутствуют ионы кальция и бария, при действии карбоната в осадок выпадают два вещества:
Ba2+ + СО32– = ВаСО3 (ПР = 8·10–9)
Ca2+ + СО32– = СаСО3 (ПР = 5·10–9)
Соосаждение обусловлено адсорбцией, окклюзией и изоморфизмом.
Адсорбция – это поглощение примесей из раствора поверхностью осадка. Причиной адсорбции является некомпенсированность заряда на поверхности частиц осадка, в результате образуется силовое поле, к которому притягиваются ионы, из растворе.
Величина адсорбции зависит от ряда факторов:
1. Величина поверхности адсорбента – чем больше поверхность осадка, тем выше адсорбция. Адсорбция наиболее характерна для мелкокристаллических и аморфных осадков.
2. Концентрация растворенных веществ – чем она больше, тем выше адсорбция.
3. Температура. Адсорбция – экзотермический процесс, поэтому в соответствии с принципом Ле Шателье при увеличении температуры адсорбция уменьшается.
Объяснение:
Объяснение:
Материальный мир. в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Единство и многообразие химических веществ этого мира наиболее ярко проявляется в генетической связи веществ, которая отражается в так называемых генетических рядах. Выделим наиболее характерные признаки таких рядов:
1. Все вещества этого ряда должны быть образованы одним химическим элементом.
2. Вещества, образованные одним и тем же элементом, должны принадлежать к различным классам, то есть отражать разные формы его существования.
3. Вещества, образующие генетический ряд одного элемента, должны быть связаны взаимопревращениями. По этому признаку можно различать полные и неполные генетические ряды.
Обобщая сказанное выше, можно дать следующее определение генетического ряда:
Генетическим называют ряд веществ представителей разных классов, являющихся соединениями одною химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ или их генезис.
Генетическая связь — понятие более общее, чем генетический ряд. который является пусть и ярким, но частным проявлением этой связи, которая реализуется при любых взаимных превращениях веществ. Тогда, очевидно, под это определение подходит н первый прицеленный в тексте параграфа ряд веществ.
Для характеристики генетической связи неорганических веществ мы рассмотрим три разновидности генетических рядов:
1. Генетический рил металла. Наиболее богат ряд металла, у которого проявляются разные степени окисления. В качестве примера рассмотрим генетический ряд железа со степенями окисления +2 и +3:

II. Генетический ряд неметалла. Аналогично ряду металла более богат связями ряд неметалла с разными степенями окисления, например генетический ряд серы со степенями окисления +4 и +6.
Затруднение может вызвать лишь последний переход. Если вы выполняете задания такого типа, то руководствуйтесь правилом: чтобы получить вещество из окнелгнного соединения элементе, нужно взять для атой цели самое восстановленное его соединение, например летучее водородное соединение неметалла.
III. Генетический ряд металла, которому соответствуют амфотерные оксид и гндроксид, очень богат саязями. так как они проявляют в зависимости от условий то свойства кислоты, то свойства основания. Например, рассмотрим генетический ряд цинка:

В органической химии также следует различать более общее понятие — генетическая связь и более частное понятие генетический ря. Если основу генетического ряда в неорганической химии составляют вещества, образованные одним химическим элементом, то основу генетического ряда в органической химии (химии углеродных соединений) составляют вещества с одикиконым числом атомов углерода в молекуле. Рассмотрим генетический ряд органических веществ, в кото-рый включим наибольшее число классов соединений:

Каждой цифре над стрелкой соответствует определенное урнпненне реакции (уравнение обратной реакции обозначено цифрой со штрихом):

Иод определение генетического ряда не подходит последний переход - образуется продукт не с двумя, и с множеством углеродных атомов, но аато с его наиболее многообразно представлены генетические связи. И наконец, приведем примеры генетической связи между классами органических и неорганических соединений, которые доказывают единство мира веществ, где нет деления на органические и неорганические вещества.
Воспользуемся возможностью повторить названия реакций, соответствующих предложенным переходам:
1. Обжиг известняка:

1. Запишите уравнения реакций, иллюстрирующих следующие переходы:

3. При взаимодействии 12 г предельного одноатомного спирта с натрием выделилось 2.24 л водорода (н. у.). Найдите молекулярную формулу спирта и запишите формулы возможных изомеров.
4. Содержание крахмала в картофеле составляет 22%. Какую массу 80%-ного этилового спирта можно получить из 250 кг картофеля, если выход спирти составляет 80% от теоретически возможного?