Практична робота № 3
вплив різних факторів на швидкість хімічної реакції.
мета: розглянути вплив різних чинників на швидкість хімічної реакції.
обладнання та реактиви: пробірки, спиртівка, тримач, штатив для пробірок, цинк, магній, залізо:
гранули та порошок, розчини сірчаної (1: 5, 1: 10) і соляної кислоти, пероксид водню, оксид марганцю
(iv), оксид мед (ii).
хід роботи:
дослід 1. вплив природи реагуючих речовин.
налийте в три пробірки по 2 мл розчину соляної кислоти. покладіть в першу склянку шматочок магнію,
в другій склянку - гранулу цинку, в третій - шматочок заліза гайте швидкість трьох реакцій.
яка з реакцій найшвидша і чому?
дослід 2. вплив концентрації реагуючих речовин.
у дві пробірки, нахиливши їх, опустіть по гранулі цинку, обережно долийте розчини сірчаної кислоти: в
першу пробірку розчин кислоти 1: 5, у другу - 1: 10. в якій з них реакція йде швидше?
дослід 3. вплив площі зіткнення реагуючих речовин.
в одну пробірку насипте трохи порошку заліза, в іншу - покладіть залізну скріпку і в обидві пробірки
долити по 2 мл розведеної соляної кислоти (1: 2). в якій з пробірок реакція йде швидше? чому?
дослід 4. вплив температури.
в дві пробірки помістіть трохи чорного порошку оксиду міді(ii), долийте в обидві пробірки розчин
сірчаної кислоти. одну з пробірок нагрійте. в якій з пробірок реакція йде швидше? чому?
дослід 5. вплив каталізатора.
у дві пробірки налийте по 2 мл пероксиду водню н2о2, в одну з пробірок додайте кілька кристаликів
оксиду марганцю (iv) mno2. в якій з пробірок реакція йде швидше? чому?
Цель урока: формирование представлений учащихся о физических и химических явлениях, признаках и условиях химических реакций на основе интеграции знаний по физики, биологии, ОБЖ.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;
формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;
изучить понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»;
показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.
Воспитательные:
воспитывать убеждёние в познаваемости химической составляющей картины мира;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развивающие:
развивать познавательную и коммуникативную активность,
развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
В ходе урока формируются и развиваются следующие компетенции:
ценностно-смысловые ученика видеть и понимать окружающий мир);
учебно-познавательные (умения учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности - организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки);
информационные (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее и т. д.)
коммуникативные (навыки работы в группе взаимодействия с окружающими людьми).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
репродуктивный,
частично-поисковый,
поисковый.
Оборудование и реактивы:
на демонстрационном столе: 4 стакана, пробирка, спички, свеча, лучина, NaHCO3, CH3COOH, H2O, NaOH, Ф.Ф.
на столах учащихся: подносы для проведения опытов, предметное стекло, деревянная палочка, тигельные щипцы, ступка, пестик, лучина, спички, парафин, CaCO3, HCI, NaHCO3, CaCl2.
Структура урока:
Мотивация.
Целеполагание. Актуализация знаний учащихся из курса биологии, физики и ОБЖ. Создание проблемной ситуации.
Эксперимент как познания.
Анализ и обобщение полученных результатов. Вывод (определение химической реакции). Расширение сведений о новом понятии (признаки химических реакций, условия их возникновения).
Закрепление. Рефлексия.
Оценки. Домашнее задан
Объяснение: