Классич. менделеевская формулировка периодич. закона (П. з.) гласила: "Свойства элементов, а потому и свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодич. зависимости от их атомного веса". Физ. обоснование П. з. получил благодаря разработке ядерной модели атома и эксперим. доказательству числ. равенства порядкового номера элемента в периодич. системе заряду ядра его атома (1913). В результате появилась совр. формулировка П. з.: св-ва элементов, а также образуемых ими простых и сложных в-в находятся в периодич. зависимости от заряда ядра. В рамках квантовой теории атома было показано, что по мере возрастания заряда ядра периодически повторяется строение внеш. электронных оболочек атомов, что непосредственно и обусловливает специфику хим. св-в элементов. Особенность П.з. заключается в том, что он не имеет количеств. мат. выражения в виде к.-л. ур-ния. Наглядное отражение П.з.-периодич. система хим. элементов. Периодичность изменения их св-в отчетливо иллюстрируется также кривыми изменения нек-рых физ. величин, напр. потенциалов ионизации, атомных радиусов и объемов. П. з. универсален для Вселенной, сохраняя силу везде, где существуют атомные структуры материи. Однако конкретные его проявления определяются условиями, в к-рых реализуются разл. св-ва хим. элементов. Напр., на Земле специфичность этих св-в обусловлена обилием кислорода и его соед., в т.ч. оксидов, что, в частности, во многом выявлению самого св-ва периодичности.
1. Организационный момент.Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.2. Проверка знаний по темам” Химическая связь. Степень окисления”.Самостоятельная работа (15 минут)3. Изучение нового материала.Учитель озвучивает тему урока и цель урока. (Слайд 1,2)Учащиеся записывают в тетради дату, тему урок.Актуализация знаний.Учитель задаёт вопросы классу:Какие виды частиц вы знаете? Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?Какие виды химических связей вы знаете?Какие вам известны агрегатные состояния веществ?Учитель: «Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8°C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое». (Слайд 3)