Урок №40. практическая работа №5 решение экспериментальных по теме «основные классы неорганических соединений» отчёт о выполнении практической работы решение экспериментальных по теме: « свойства основных классов соединений» автор работы (фи): дата: цель работы: изучить свойства классов неорганических соединений реактивы и оборудование: оксид меди(ii), раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (ii), спиртовка, пробирки, пробиркодержатель. ход работы: осторожно! кислоты и щёлочи! опыт №1. реакция обмена между оксидом меди(ii) и раствором серной кислоты инструкция к выполнению: загрузите и внимательно наблюдайте за видео - экспериментом в пробирку прилейте 1-2 мл раствора серной кислоты и добавьте порошок (на кончике лопатки) оксида меди (ii) пробирку с реакционной смесью укрепите в пробиркодержателе и осторожно нагрейте на пламени спиртовки. что происходит с оксидом меди (ii)? как изменился цвет смеси? потушите спиртовку. сделайте вывод. опыт №2. реакция нейтрализации инструкция к выполнению: загрузите и внимательно наблюдайте за видео - экспериментом в пробирку прилейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему каплю фенолфталеина. что наблюдаете? к полученной смеси добавьте по каплям соляную кислоту. как изменился цвет в пробирке? почему цвет индикатора меняется? сделайте вывод опыт №3. распознавание растворов щелочи, кислоты и воды с индикаторов. инструкция к выполнению: загрузите и внимательно наблюдайте за видео - экспериментом внимательно рассмотрите выданные в пронумерованных пробирках вещества. продумайте, с какого реактива можно наиболее рациональным различить кислоту и основание. возьмите небольшие пробы из каждой пронумерованной пробирки (5-10 капель, воспользуйтесь пипеткой). поместите их в чистые пустые пробирки. не забудьте, откуда брали пробы! в каждую пробу добавьте по 2-3 капли выбранного индикатора. запишите наблюдения. сделайте вывод о том, какие вещества находятся в пробирках. подтвердите с характерных реакций, наличие кислоты и основания среди выданных веществ. сделайте вывод. отчёт о проделанной работе оформить в виде таблицы: номер и название опыта что делали? что наблюдали? почему? сделайте выводы? уравнение реакции (продуктам реакции дать названия, указать типы реакций) если вы выполняете работу в лаборатории: убрать рабочее место: грязные пробирки убрать в раковину, реактивы и оборудование сложить в лоток. вымыть руки. сделайте
2 Na + H2SO4 → Na2SO4 + H2
Это окислительно-восстановительная (редокс) реакция:
2 Na0 - 2 e- → 2 NaI(окисление)
2 HI + 2 e- → 2 H0(восстановле́ние)
Na является восстановителем, H2SO4 является окислителем.
Реактанты:
Na
Названия: Натрий , Na 
Внешность (состояние): Серебристое твердое вещество в различных формах 
H2SO4 – Серная кислота 
Другие названия: Серная кислота концентрированная (> 51% and < 100%) , H2SO4 
Внешность (состояние): Жидкость ; Жидкость ; Не имеющая запаха бесцветная маслянистая гигроскопичная жидкость 
Продукты:
Na2SO4
Названия: Сульфат натрия , E514 , Натрия сульфат ... показать больше
Внешность (состояние): Белые гигроскопичные кристаллы ; Белое гигроскопичное твердое вещество в различных формах 
H2
Названия: Молекула водорода , Водород , Диводород 
Внешность (состояние): Не имеющий запаха бесцветный сжатый газ 
2. Карбонат натрия - соль, образованная сильным основанием NaOH и слабой кислотой H₂CO₃. Гидролиз протекает по аниону, образующаяся среда - щелочная, гидролиз обратимый, протекает в две стадии:
I. Na2CO3=2Na++CO2/3-
H2O=H++OH-
Na2CO3+H2O=NaOH+NaHCO3
2Na++CO2/3-+H+OH-=2Na++HCO3-+OH-
II. NaHCO3=Na++HCO3-
H2O=H++OH-
NaHCO3+H2O=NaOH+CO2^+H2O
Na++HCO3-+H+OH-=Na++OH-+CO2^+H2O
Добавим в раствор метиловый оранжевый. Раствор поменяет цвет на жёлтый, следовательно реакция среды щелочная.
3. Нитрат цинка - соль, образованная слабым основанием Zn(OH)₂ и сильной кислотой HNO₃. Гидролиз протекает по катиону, образующаяся среда - кислая, гидролиз обратимый, протекает в две стадии:
I. Zn(NO3)2=Zn2+2NO3-
H2O=H++OH-
Zn(NO3)2+H2O=ZnOHNO3+HNO3
Zn2+2NO3-+H+OH-=ZnOH++H++2NO3-
II. ZnOHNO3=ZnOH++NO3-
H2O=H++OH-
ZnOHNO3+H2O=Zn(OH)2^+HNO3
ZnOH++NO3-+H+OH-=Zn(OH)2^+H+NO3-
Добавим в раствор метиловый оранжевый. Раствор поменяет цвет на красный, следовательно реакция среды кислая.