Вариант 2.
Часть А. Тестированные задания с одним правильным ответом
А1. На внешнем электронном уровне серы число электронов равно 1) 2 2) 4 3) 6 4) 5
А2. В порядке увеличения электроотрицательности химические элементы расположены в ряду
1) F, О, N, С 2) СI, S, N, С 3) Si, Р, СI, S 4) С, N, О, F
А3. Кислотным оксидом является 1) Al2O3 2) K2O 3) CO 4) CO2
А4. В каком ряду химические элементы расположены в порядке уменьшения неметаллических свойств
1) Rb, K, Li, Na 2) F, Cl, Br, I 3) Sb, As, P, N 4) I, Br, Cl, F
А5. Верны ли следующие суждения о свойствах железа?
А. Железо не взаимодействует с концентрированной серной кислотой.
Б. Железо реагирует с раствором сульфата меди (II).
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
А6. Гидроксид алюминия взаимодействует с каждым веществом
1) кальций и кислород 2) оксид натрия и хлорид натрия
3) кислород и сера 4) соляная кислота и гидроксид натрия
А7. При взаимодействии железа с водой в присутствии кислорода образуется
1) FеО 2) Fе(ОН)2 3) FеН2 4) Fе(ОН)3
А8. Восстановителем в реакции КNО3 → КNО2 + О2 является 1) О-2 2) N+5 3) О20 4) К+
А9. Гомологом бутина – 2 является
1) бутин – 1 2) пентин – 2 3) 2- метилпентин – 2 4) 2- метилбутин – 2
А10. Для алкенов не характерна реакция
1) радикального замещения 2) галогенирования 3) гидратации 4) горения
А11. В схеме превращений H2O H2O, HgSO4
CaC2 X1 X2 веществом X2 является
1) этаналь 2) метилацетат 3) 1,2 – этандиол 2) метилацетат 4) этанол
А12. К биологически активным соединениям относятся 1) углеводы 2) жиры 3) витамины 4) белки
Часть В.
В1. Установите соответствие между соединением и классом углеводородов
Соединение
А) пентен-2
Б) пропилен
В) толуол
Г) циклобутан
Класс углеводородов
1) циклоалканы
2) алканы
3) алкены
4) алкины
5) ароматические углеводороды
В2. Установите соответствие между веществом и видом химической связи в нем
Вещества Вид связи
А) бромид калия 1) ковалентная неполярная
Б) бромоводород 2) ковалентная полярная
В) серная кислота 3) ионная
Г) кислород 4) металлическая
В3. Установите соответствие между уравнением и типом реакции
Уравнения реакции Тип реакции
А) Fе + СuСl2 → Сu + FеСl2 1) соединение
Б) Na2СО3 → Na2О + СО2 2) разложение
В) 4 Fе + 6 Н2О + 3 О2 → 4 Fе(ОН)3 3) обмен
Г) АgNО3 + НСl → АgСl↓ + НNО3 4) замещение
В4. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия
Исходные вещества Продукты
А) Сl2 + Н2 → 1) НСl + НСlО
Б) Сl2 + Сu → 2) СuSО4 + SО2 + Н2О
В) Сl2 + Н2О → 3) НСlО
Г) Сu + Н2SО4 (к) → 4) СuСl2
5) НСl
Реагент
А) KMnO4
Б) O2
В) Br2
Г) AgNO3 (NH4OH)
Вещество
1) бутан
2) бензол
3) бутин - 1
4) толуол
5) бутен - 1
В5. Установите соответствие между реагентом качественной реакции и веществом, которое можно определить с его В6. На увеличение скорости химических реакций влияют факторы:
1) увеличение температуры 2) площадь поверхностного соприкосновения
3) уменьшение давления 4) природа реагирующих веществ
5) добавление ингибитора 6) увеличение давления
В7. Сера взаимодействует с
1) водой 2) соляной кислотой 3) углекислым газом
4) кислородом 5) железом 6) водородом
В8. Пропилен взаимодействует с 1) СО2 2) Н2 3) О2 4) НCl 5) KMnO4
Часть С. Задания со свободной и полной записью ответа
С1. Даны вещества: серная кислота, нитрат бария, гидроксид натрия.
Напишите возможные реакции обмена между этими веществами в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
С2. Напишите уравнения реакций, с которых можно осуществить следующие превращения
метан → ацетилен → этан→ хлорэтан → бутан
С3. Сколько грамм оксида фосфора (V) потребуется для получения фосфорной кислоты массой 252, если выход продукта реакции составил 96%?
Закономерности, происходящие в веществах, процессы их превращения, при которых происходит изменение их состава и структуры, изучает раздел естествознания — химия. Она занимается явлениями природы, сопровождающими химические изменения вещества, изучает причины и законы управления химическими процессами, а также рассматривает составные части вещества и их применение на практике. Отдельные химические процессы (получение металлов из руд, крашение тканей и др.) использовались еще на заре становления человеческой цивилизации. Позже, в III—IV вв., зародилась алхимия, задачей которой было превращение неблагородных металлов в благородные (золото, серебро). Начиная с эпохи Возрождения химические исследования все в большей мере стали использовать для практических целей (металлургия, стеклоделие, керамика, получение красок и т. д.).
Химию можно определить как науку, изучающую вещества и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их взаимопре-
197
вращаемости в результате химических реакций имеет место превращение химической энергии в теплоту, свет и проч. Химия нужна человечеству для того, чтобы из вещества природы получать по возможности все необходимое — металлы, цемент, бетон, керамику, фарфор, стекло, каучук, пластмассы, искусственные волокна, лекарства и многое другое.
Основой химической науки является атомно-молекулярное учение (АМУ), закон сохранения материи, периодический закон и теория строения вещества, учение о химическом процессе (кинетика). Химические процессы подчиняются всеобщим законам природы — закону сохранения массы вещества и закону сохранения энергии. Закон сохранения массы вещества открыли М. В. Ломоносов и А. Л. Лавуазье почти независимо друг от друга. Они далеко продвинули развитие химии тем, что при химических реакциях применили физические методы, в частности взвешивание. Закон сохранения массы в химических процессах можно сформулировать так: сумма масс исходных веществ (соединений) равна сумме масс продуктов химической реакции. Например, при разложении воды масса воды будет равна сумме массы водорода и массы кислорода. Из закона сохранения вещества вытекает, что вещество нельзя ни создать из ничего, ни уничтожить совсем. Количественным выражением закона сохранения массы веществ применительно к производственному химическому процессу является материальный баланс, в котором подтверждается, что масса веществ, поступивших на технологическую операцию, равна массе полученных веществ. Закон сохранения энергии действует во всех случаях и повсюду, где одна форма энергии переходит в другую.
Несмотря на обилие эмпирического материала о свойствах различных веществ и их соединений, особенностях протекания разнообразных реакций, в химии, до открытия в 1869 г. периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева не существовало той объединяющей концепции, с которой можно было бы объяснить весь накопленный фактический материал. Было бы,
Молярная масса NaHCO3 - таблица Менделеева 23(натрий) +1(водород) +12(углерод) +3*16(кислород) =23+1+12+48=84 грамма.
Массовые доли:
Натрий 23/84*100%=27,38%
Водород 1/84*100%=1,19%
Углерод 12/84*100%=14,29%
Кислород 48/84*100% (или 100-27,38-1,19-14,29)=57,14%
Что здесь сложного?? ? Или ты числа складывать, вычитать, умножать, делить не умеешь?? ? Это же не химия - по химии тут надо только уметь использовать таблицу Менделеева - на картинку посмотреть и нужные "циферки" из нее выписать. Все остальное - это арифметика на уровне максимум четвертого класса начальной школы!