Во Укажите вещества, имеющие белковую природу:
а) ферменты б) гормоны; в) липиды; г) углеводы; д) пигменты; е) аминокислоты.
Во Сколько уровней организации различают в белковой молекуле?
а) 4; б) 3; в) 2; г) 1.
Во Некоторые белки вырабатывают антитела. Тем самым они выполняют функцию:
а) каталитическую; б) сократительную; в) иммунную; г) пластическую.
Во Какой вид химической связи поддерживает вторичную структуру белковой молекулы?
а) водородная; б) ионная; в) пептидная; г) гидрофобная.
Во Имитацией третичной структуры белковой молекулы является:
а) клубок ниток; б) произвольно свернутая в клубок электроспираль;
в) собранная телевизионная антенна; г) выпрямленный телефонный шнур.
Во Как называется белок, у которого первым удалось расшифровать первичную структуру?
а) Рибонуклеаза; б) инсулин; в) глобин; г) миоглобин.
Во Дисульфидные связи –S–S– возникают при формировании третичной структуры белка:
а) всегда; б) если имеются остатки цистеина; в) если в белке есть остатки глицина;
г) если белок включает остатки аланина.
Во Биологические катализаторы – вещества белковой природы – называются:
а) гормоны; б) ферменты; в) витамины; г) углеводы.
Во Что называется вторичной структурой белковой молекулы?
а конфигурация, которую принимает полипептидная цепь;
б) последовательность чередования аминокислот в полипептидной цепи;
в) конфигурация, которую принимает в закрученная в спираль полипептидная цепь;
г) объединение нескольких полипептидных цепей в одну молекулу.
Во Исходя из состава и строения молекул, предположите химический характер белков:
а) кислотный; б) основный; в) амфотерный; г) нереакционно вещества.
Во Укажите, в каком списке перечислены незаменимые аминокислоты:
а) валин, лейцин, изолейцин, лизин, треонин, аргинин, гистидин,… ;
б) глицин, аланин, серин, цистеин, тирозин, пролин,… .
Если в результате реакции получается ионное соединение, то положительно заряженный ион образовался из того элемента, который отдал свои электроны, а отрицательный ион – из элемента, который электроны принял.
Например, натрий активно взаимодействует с хлором (внешне это напоминает горение с выделением белого дыма – очень мелких кристаллов NaCl). В образовавшейся соли Na+Cl– натрий заряжен положительно, а хлор отрицательно. Следовательно, натрий окислился, а хлор - восстановился. Чуть позже мы объясним, как легче запомнить новые термины.
Благодаря передаче электронов от атома к атому многие ионы, образующиеся в таких реакциях, имеют электронную конфигурацию инертных газов. Приобретение устойчивых “завершенных” оболочек дает большой выигрыш в энергии. Такие одинаковые электронные оболочки ионов называются изоэлектронными. В первой части таблицы 3-4 собраны ионы, изоэлектронные атому неона (он поставлен первым), в другой части таблицы – ионы, изоэлектронные атому аргона.
Таблица 3-4. Ионы, находящиеся в каждой вертикальной колонке, имеют одинаковое электронное строение, совпадающее с электронной оболочкой одного из инертных газов.
1s2 2s2 2p6
Степень окисления
Ne
0
O2-
-2
F-
-1
Na+
+1
Mg2+
+2
1s2 2s2 2p6 3s2 3p6
Степень окисления
Ar
0
S2-
-2
Cl-
-1
K+
+1
Ca2+
+2
В таблице рядом с каждой частицей указана ее степень окисления. Что это такое? Дело в том, что при образовании химических связей во многих случаях электроны могут частично передаваться от менее электроноакцепторных атомов к более электроноакцепторным атомам. Число переданных (или принятых) электронов и называется степенью окисления атома.
Количество отданных или принятых атомом электронов называется степенью окисления атома в молекуле.
Можно продолжить это определение:
При связывании разных атомов степень окисления равна заряду, который приобрел бы атом в этом соединении, если бы оно могло состоять из ионов.
Довольно просто определять степень окисления в ионных соединениях, где сразу видно, откуда и куда перешли электроны. Из табл. 3-4 видно, что знак и величина степени окисления всегда совпадают со знаком и зарядом одноатомных ионов.
Горение магния в кислородеНапример, при взаимодействии магния с кислородом образуется ионное соединение Mg2+O2– (где 2+ и 2– заряды ионов магния и кислорода, табл. 3-4). Посмотрите видеоопыт из "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" – горение