1. Организационный момент.Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.2. Проверка знаний по темам” Химическая связь. Степень окисления”.Самостоятельная работа (15 минут)3. Изучение нового материала.Учитель озвучивает тему урока и цель урока. (Слайд 1,2)Учащиеся записывают в тетради дату, тему урок.Актуализация знаний.Учитель задаёт вопросы классу:Какие виды частиц вы знаете? Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?Какие виды химических связей вы знаете?Какие вам известны агрегатные состояния веществ?Учитель: «Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8°C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое». (Слайд 3)
1. Складаємо молекулярне рівняння, при складанні формул враховуємо валентності (див. ТР)
3Na2O ( не) + 2H3PO4 (р) - > 2na3po4 (р) + 3H2O (мд)
де не-неелектроліт, на іони не дисоціює,
мд-малодіссоціірующее речовина, на іони не розкладаємо, вода-ознака незворотності реакції
2. Складаємо повне іонне рівняння:
3Na2O + 6H+ + 2PO43- -> 6Na+ + 2PO43- + 3H2O
3. Скорочуємо однакові іони і отримуємо короткий іонне рівняння:
3Na2O + 6H+ -> 6Na+ + 3H2O
Скорочуємо коефіцієнти на три і отримуємо:
Na2O + 2H+ -> 2Na+ + H2O
Дана реакція незворотна, тобто йде до кінця, так як в продуктах утворюється малодіссоціірующее речовина вода