Задания
1.Выполните анализ эпизода, определите его роль в контексте всего произведения.
<…> Свободных мест у двери не было. Саша протиснулся между сдвинутыми рядами
стульев, задевая тесно сидящих людей, вызвав недовольный взгляд Баулина, секретаря
партбюро, русоволосого крепыша с округлым, простым, упрямым лицом, с широкой
грудью, выпирающей под синей сатиновой косовороткой, застегнутой на короткой шее
двумя белыми пуговичками. Проследив, как Саша уселся в углу, Баулин снова повернулся к Криворучко.
- Это вы, Криворучко, сорвали строительство общежития. Объективные причины
никого не интересуют! Фонды переброшены на ударные стройки? Вы отвечаете не за
Магнитку, а за институт. Почему не предупредили, что сроки нереальны? Ах, сроки
реальны… Почему не выполнены? Вы двадцать лет в партии?… За заслуги в
ножки поклонимся, а за ошибки будем бить.
Баулинский тон удивил Сашу. Заместителя директора Криворучко студенты
побаивались. В институте поговаривали о его знаменитой военной биографии: до сих пор
носит гимнастерку, галифе и сапоги. Этот сутулый человек с длинным унылым носом, с
мешками под глазами никогда ни с кем не вступал в разговоры, даже на приветствия
обычно отвечал только кивком головы.
Криворучко опирался рукой на спинку стула, Саша видел, как дрожат у него пальцы.
Слабость в человеке, всегда таком грозном, выглядела жалкой. Но материалов для стройки действительно не давали. А сейчас никто ее хочет об этом думать. Только Янсон, декан Сашиного факультета, невозмутимый латыш, обращаясь к директору института Глинской,примирительно сказал:
- Может быть, дать еще срок?
- Какой?! – со зловещим добродушием спросил Баулин.
Глинская молчала. Сидела с обиженным видом человека, которого наградили таким
негодным заместителем. Поднялся аспирант Лозгачев, высокий, вальяжный, театрально
воздел руки.
– Неужели и лопаты отправили на Магнитку? Студенты пальцами ковыряли
мерзлую землю? Вот сидит комсорг группы, пусть скажет, как они без лопат работали.
Баулин с любопытством посмотрел на Сашу. Саша встал.
– Мы без лопат не работали. Как-то раз кладовая оказалась закрытой. Потом вернулся
кладовщик и выдал лопаты.
– Вы долго ждали? – не поднимая головы, спросил Криворучко.
– Минут десять.
Лозгачев, неудачно призвавший Сашу в свидетели, укоризненно покачал головой, как
будто оплошность совершил не он, а Саша.
– Все обошлось? – усмехнулся Баулин.
– Обошлось, – ответил Саша.
– А сколько времени вы работали, сколько стояли?
– Материалов-то ведь не было.
– Откуда ты знаешь об этом?
– Это все знают.
– Напрасно адвокатствуешь, Панкратов, – сурово проговорил Баулин, – неуместно!
Стараясь не глядеть на Криворучко, члены бюро проголосовали за исключение его из
партии. Воздержался один Янсон.
Еще больше ссутулившись, Криворучко вышел из комнаты.
– Поступило заявление доцента Азизяна, – объявил Баулин и посмотрел на Сашу, как
бы спрашивая: что ты теперь скажешь, Панкратов?!
Азизян читал в Сашиной группе основы социалистического учета. Однако говорил не
об учете, даже не об основах, а о тех, кто эти основы извращает. Саша сказал впрямую, что
не мешало бы дать им представление о бухгалтерии как таковой. Азизян, курчавенький,
лукавый пройдоха, посмеялся тогда. А теперь обвинял Сашу в том, что тот выступил против
марксистского обоснования науки об учете.
– Было? – Баулин смотрел на Сашу холодными голубыми глазами.
– Я не говорил, что теории не надо. Я сказал, что знаний по бухгалтерии мы не получили.
– Партийность науки тебя не интересует?
– Интересует. Конкретные знания тоже.
– Между партийностью и конкретностью есть разница?
Опять поднялся Лозгачев.
– Ну, товарищи… Когда открыто проповедуют аполитичность науки… И потом:
Панкратов пытался навязать партийному бюро свое особое мнение о Криворучко,
разыгрывал представителя широких студенческих масс. А кого вы, Панкратов, здесь
представляете, собственно говоря?
Янсон сидел мрачный, барабанил толстыми пальцами по туго набитому портфелю.
– Вступать в спор с преподавателем не годится. Но «аполитичность науки…»
Глинская повернулась к Баулину.
– Может, передадим в комсомольскую организацию…
В ее голосе звучала сановная усталость: мелок вопрос, незначительна фигура студента.
Лозгачев взглянул на Баулина, ему казалось, что тот должен быть недоволен предложением
Глинской.
– Партийное бюро не должно уклоняться…
Это неосторожное слово все решило.
– Никто не уклоняется, – нахмурился Баулин, – но есть порядок. Пусть комсомол
обсудит. Посмотрим, какова его политическая зрелость. <…>
– А сколько времени вы работали, сколько стояли?
– Материалов-то ведь не было.
– Откуда ты знаешь об этом?
– Это все знают.
– Напрасно адвокатствуе
2. Опираясь на представленный выше эпизод, охарактеризуйте Баулина. Определите
авторское отношение к герою анализируемого вами эпизода.
3. Выразите своё отношение к герою. Сопоставьте авторскую позицию со своей.
n NaOH = (1.11*14.4*0.1)/40 = 0.04 моль;
n H2O в р-ре NaOH = (1.11*14.4*0.9)/18 = 0.8 моль;
1) Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S;
далее, между продуктами данной р-ии и р-ом NaOH возможны след. р-ии:
2а) H2S + NaOH = NaHS + H2O и
2б) NaHS + NaOH = Na2S + H2O и
3) Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4];
в р-ии 1) обр-я 0.02 моль Al(OH)3 и 0.03 моль H2S;
считаем, что в 1 очередь NaOH будет реаг-ь с H2S, изм-м V, связ-м с внес-м Al2S3 в р-р NaOH и посл-м вып-м Al(OH)3 в осадок, пренебрегаем;
с учетом мольного соотн-я NaOH и H2S сначала по р-ии 2а) обр-я 0.03 моль NaHS, затем из 0.04-0.03 = 0.01 моль NaOH и 0.01 моль NaHS по р-ии 2б) обр-я 0.01 моль Na2S;
после разб. р-ра до 50 мл, Cм. NaHS и Na2S составят соотв-о (0.03-0.01)/0.05 = 0.4 моль/л и 0.01/0.05 = 0.2 моль/л;
c Br2 может реаг-ь и NaHS и Na2S:
4) NaHS + Br2 = NaBr + HBr + S - в данной р-ии прор-т 160*0.02 = 3.2 г Br2;
5) Na2S + Br2 = 2NaBr + S - в данной р-ии прор-т 160*0.01 = 1.6 г Br2;
сумм. с NaHS и Na2S прор-т Br2 массой 4.8 г.
2 - этиловый эфир 3-гидроксипропановой к-ты;
3 - нитрил 4-аминобутановой к-ты;
4 - метиловый эфир 3-метоксипропановой к-ты;
5 - хлорангидрид 3-хлорбутановой к-ты;
6 - трихлорацетат калия (калиевая соль трихлоруксусной к-ты);
7 - бромид глицина (бромид 2-аминоуксусной к-ты);
8 - этиловый эфир N-метилглицина (этиловый эфир N-метил-2-аминоуксусной к-ты);
9 - N-метиламид-2-бромуксусной к-ты;
10 - если не ошибаюсь, 1-хлорацет-2-илацетат (1-хлорэтано-2-илацетат);
11 - моноамид-2-бромбутандиовой к-ты.