1. Что нового вы узнали о Сибири, истории её освоения и о главн сибирских городах? В чём особенность города Тобольска?
2. Прочитайте в рубрике Из первых уст» высказывание знаменит
го химика Д. И. Менделеева о Сибири и её людях (с. 28). Объясни
слова ученого: 4... Немудрено, что люди опытные сразу отличают сиб
ряков, и в их характере видна самобытность.
3. Творчество каких русских писателей связано с Сибирью? Как
из упомянутых в тексте произведений вы читали? Что вам в них з
помнилось?
4. Докажите на основании прочитанного справедливость высказы
ния М. В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет с
бирыю.
Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами
чтение подготовительных упражнений учебника, разбор непонятных словчтение подготовленным учеником первых двух абзацев былины
Где родился Илья?
Какая пришла беда в семью?
Сколько лет просидел Илья в избе?
Может ли человек, страдающий таким недугом, быть богатырём?
(высказывания детей)
просмотр отрывка из фильма: кто и как исцелил Илью Муромца.
Кто и как исцелил Илью?
Кто такие калики перехожие?
Что они предсказали Илье?
Узнаем, что произошло дальше.
чтение подготовленными учащимися последней части былины.
в) работа по содержанию:
Каким стал Илья? Подтвердите предложениями из текста.
Почему Илья не остался жить с родителями?
Как отнеслись к этому родители? Прочитайте в тексте.
Дали они ему своё благословение? Почему? Подтвердите словами из текста.
Что мы с вами узнали о новом былинном герое?
(высказывания учащихся )