1) Что придаёт форму телу, обеспечивает движение тела, защищает от повреждений?
2) Благодаря чему наши конечности сгибаются и раз-
гибаются?
3) «Живой мотор», который приводит в движение
кровь человека.
4) Органы, которые можно сравнить с огромной ре-
кой, имеющей множество притоков, из которой движется
кровь.
5) Что обеспечивает связь мышц и костей скелета?
Ильюша - простой крестьянский мальчик:
"...Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун..."
Возраст Ильюши - около 12 лет:
"...И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет..."
О внешности Ильюши известно следующее:
"...Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку..."
"...все так же напряженно щурился..."
Ильюша - хмурый, серьезный мальчик:
"Лицо... выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились..."
Ильюша - опрятный мальчик:
"...веревка... тщательно стягивала его опрятную черную свитку*..." (свитка - верхняя одежда, разновидность кафтана)
У Ильюши сиплый и слабый голос:
"...отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица..."
Ильюша и его брат работают на бумажной фабрике. Ильюша работает в должности "лисовщика". В его обязанности входит гладить, скоблить бумагу:
"...А разве вы на фабрику ходите?
— Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.
— Вишь ты — фабричные!.."
Судя по всему, Ильюша - трудолюбивый, ответственный и терпеливый мальчик, так как в свои 12 лет он много работает на фабрике:
"...Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите».."
Ильюша хорошо знает все сельские поверья, приметы и т.д.:
"...Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья..."
Это был цитатный образ и характеристика Ильюши в рассказе "Бежин луг" Тургенева: портрет, описание характера и внешности героя.
Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.
Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки», «курень», «баштан», «хлопцы»… Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.
Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми», но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.
Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами», так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.
Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.
Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое».
После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.
Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.