1. Где были люди? На челне На корабле В лодке 2. Что делали иные? Смеялись Напрягали парус Играли 3. Что в это время делали другие? Упирали веслы Трудились Тащили веслы4. Каким был кормщик в этом стихотворение? Умным Мудрым Злым 5. Кто управлял челном? Поэт Кормщик Капитан 6. Кому пел поэт в стихотворении? Волнам Пловцам Ворам 7. Как называет себя поэт в стихотворении? "волн повелитель" "таинственный певец" "мастер слова" 8. Кто из героев стихотворения выжил?Только поэт Только кромщик Все 9. Что поет поэт в стихотворении? Оды Прежние гимны Романсы 10. Что сушит певец "на солнце под скалою" в конце стихотворения Мантию Ризу Камзол
Признаки в тексте.
рассказ на легендарную тему;
фантастическое в : ропот пальм на Бога, их мысли, разговор;
реальное в : гибель трёх пальм и дикое пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.
Действие происходит в Аравийской земле. Аравийская земля - Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте
Лето в Сахаре исключительно жаркое, небо почти безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 С, температура воздуха поднимается до 40 С и выше. Колебания суточных температур очень большие. Днём раскаленным воздухом трудно дышать, а ночью и поверхность земли, и воздух быстро охлаждаются. Летом часто дуют сильные ветры. Становится нестерпимо душно, люди и животные задыхаются. Рот, нос, глаза забиваются песком. Беда тому, кто не укроется во время бури.
Какие выразительные художественные средства использует автор? Эпитеты: песчаных степях, гордые пальмы, почвы бесплодной, странник усталый и др Метафоры: умчался туман, родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей и др.
Что явилось причиной гибели пальм? Они возроптали на Бога и были наказаны. Их стремления никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, дрова, воду, а на гибель пальм никто не обратил внимания.
Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголем в «Пропавшей грамоте» . В этой повести автор ярко воссоздает живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную, прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного» так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливых существ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясывали какого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ..На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны» . И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»
Описание черта в гоголевских повестях соответствует древним народным верованиям: «спереди совершенно немец <…> но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире» . Демонологический персонаж в данном контексте снижен и персонифицирован. Сходное описание встречается в повести « Пропавшая грамота », где «черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек» .
Как и в творчестве других романтиков, художественный мир в произведениях Гоголя раздвоен: мир действительный, реальный, земной, дневной и мир причудливой фантастики, ночной, темной. При этом фантастика у Гоголя связаны с мифологией, и эта связь настолько тесная, что можно говорить о мифологизированном ее характере.
Расколотость мира у Гоголя подчеркивается тем, что люди и мифологические существа находятся в одном пространстве и существуют одновременно.
Путешествие в ад совершает герой «Пропавшей грамоты» , где подвергается «бесовскому обморачиванию» .
В народных сказках и легендах встречается ведьма старая и молодая.
В «Пропавшей грамоте» ведьмы «разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке» .
Во всех повестях, где присутствует нечистая сила – воплощение зла, она оказывается поверженной, наказанной. В борьбе с ней подчеркивается значение христианских святынь и символов, в частности, креста, крестного знамения, молитвы, кропила и святой воды. Упоминание о них в тексте гоголевских повестей занимает на первый взгляд немного места, но они играют важную роль в авторской концепции мира, неотъемлемой частью которой является христианская культура.
В «Пропавшей грамоте» - повести о том, «как ведьмы играли с покойным дедом в дурня» -герою удается выиграть и пропавшую грамоту благодаря тому, что он догадался перекрестить карты.
Христианское мировоззрение-неотъемлемая часть характеристики автора и его героев. Ирреальный, ночной мир, населенный чертями, ведьмами, русалками и другими персонажами древней славянской мифологии, оценивается с точки зрения христианской идеологии, а главный персонаж- черт-поверже