1 из 3 Суммативное оценивание за раздел
«Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях»
6 класс
Подраздел
М.Ю. Лермонтов «Русалка»
Цель обучения
6.7.6.1 Давать развернутый ответ на вопрос
6.2.5.1 Характеризовать героев, используя план и цитаты из
Критерии оценивания
текста
Дает развернутый ответ на вопрос
Характеризует героя, используя цитаты
Уровень мыслительных
Применение
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 мин
Задания
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Русалка».
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны.
И шумя и крутясь, колебала река отраженные в ней облака;
И пела русалка — и звук ее слов Долетал до крутых берегов.
И пела русалка: «На дне у меня Играет мерцание дня; Там рыбок златые гуляют стада; Там хрустальные есть города;
И там на подушке из ярких песков Под тенью густых тростников Спит витязь, добыча ревнивой волны, Спит витязь чужой стороны.
Расчесывать кольца шелковых кудрей
Мы любим во мраке ночей,
И в чело и в уста мы в полуденный час Целовали красавца не раз.
Но к страстным лобзаньям, не зная зачем,
Остается он хладен и нем;
Он спит - и, склонившись на перси ко мне,
Он не дышит, не шепчет во сне!»
Так пела русалка над синей рекой,
Полна непонятной тоской;
И, шумно катясь, колебала река
Отраженные в ней облака.
25
2 из 3
1. Какой предстает перед нами русалка? Охарактеризуйте русалку, используя цитаты из стихотворения.
2. ответьте на вопросы
1. Каким представлен подводный мир русалки? Свой ответ подтверди цитатами из стихотворения.
2. Почему русалка грустит?
1
Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад» —
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)
2
Дождь пошел и не проходит,
Дождь, дождь.
Дождь идет, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохожим хлещет в лица,
Дождь, дождь.
Долго-долго будет литься
Дождь, дождь.
Он будет лить часы подряд
На крышу, на дорогу.
Об этом тучи говорят,
Хоть говорить не могут.
3
Отца спросила дочка:
— Не знаю, как прочесть,
Есть слово «провол́очка»
И «пр́оволочка» есть.
А что такое «́атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «́атлас»,
Но есть ведь и «атл́ас».
Отец ответил:
— Дочка,
Уймись на полчасочка.
4
Не поймет Егорка,
Что за поговорка:
«Моя хата с краю —
Ничего не знаю».
Поговорка неправа,
Это старые слова.
Где бы хата ни была,
С краю иль не с краю,
Я за общие дела
Тоже отвечаю.
5
Мальчик Витя перед вами.
Он вступает в разговор.
Он бросается словами,
Будто кольцами жонглер.
Вот клянется он кому-то:
— Ты да я теперь друзья! —
Но уже через минуту
Он кричит:
— При чем тут я!
6
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
— Ты пионер?
— Да вроде.
— Работал в огороде? —
А он опять:
— Да вроде.
Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.