№ 1. Как называется деревня, в которой жил главный герой рассказа М. М. Зощенко «Беда»?
а) Свежие Озёрки; б) Зеленые Болота; в) Гнилые Прудки.
№ 2. Какой особенностью обладал главный герой рассказа «Беда»?
а) носил бороду; б) носил очки; в) имел усы.
№ 3. Какое животное хотел купить главный герой рассказа «Беда»?
а) лошадь; б) корову; в) козу.
№ 4. Какое слово главный герой рассказа «Беда» не употребил в своей речи при обращении к мужику из дальней деревни?
а) браток; б) дружок; в) батюшка.
№ 5. Какой головной убор бросил наземь главный герой рассказа «Беда», наступил на него ногой и крикнул: «Пущай уж, ладно!»
а) папаху; б) шапку; в) кепку.
№ 6. Как главный герой рассказа «Беда» называл купленное им животное?
а) Дуськой; б) Люськой; в) Маруськой.
№ 7. Как главный герой рассказа «Беда» обратился к «малознакомому мужику из дальней деревни»?
а) кум; б) браток; в) батюшка.
№ 8. Как называлось заведение, в которое пошли главный герой рассказа «Беда» и его земляк, «черный человек?
а) «Цветочек»; б) «Грибочек»; в) «Ягодка».
№ 9. Говоря о лошади, что значит слово «лягаться»?
а) бить, колоть рогами; б) давать пинки, толкать; в) бить, ударять ногой или задними ногами.
№ 10. Где были спрятаны деньги, когда Глотов, герой рассказа "Беда", отправился на базар за лошадью?
а) за пазухой; б) в сапоге; в) в поясе; г) в шапке
№ 11. На какие "жертвы" пошёл Егор Глотов, герой рассказа М. Зощенко "Беда", копя деньги на лошадь?
а) "питался худо"; б) "бросил махорку"; в) "забыл даже вкус самогона"; г) "ходил в обносках"
№ 12. Каким образом Егор Глотов, герой рассказа М. Зощенко "Беда", проверял лошадь перед покупкой?
а) "неожиданно дул ей в глаза и в уши"; б) "подмигивал, прищелкивал языком"; в) "вилял головой перед самой лошадиной мордой "; г) "смотрел ей зубы"
№ 13. В какой степени нужна была лошадь Егору Глотову, герою рассказа М. Зощенко "Беда"?
а) "больше жизни нужна лошадь"; б) "до зарезу нужна лошадь"; в) "хоть помереть нужна лошадь"; г) "без лошади - не жизнь"
№ 14. Как долго Егор Глотов, герой рассказа М. Зощенко "Беда", "обмывал" покупку лошади?
а) с пятницы до понедельника; б) с понедельника до среды; в) со среды до субботы; г) с четверга до вторника
№ 15. С кем Егор Глотов герой рассказа М. Зощенко "Беда" отмечал покупку лошади?
а) с братом; б) с кумом; в) с малознакомым человеком; г) с бывшим хозяином лошади
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».