1. как вы думаете, почему автор так назвал свое произведение? 2. какая основная мысль заключена в «сказках о былом»? 3. какие чувства вызывает у вас главный герой? свое мнение подтвердите примерами из текста. 4. почему а. каххара называют «узбекскам чеховым»? что род- нит творчество этих замечательных писателей? 5. составьте тесты по теме «а. каххар и его «сказки о былом» и проведите конкурс-зачет, 6. подготовьте аннотацию об одном из произведений писателя, которое вам особенно нравится.
воспитание веры павловны было обыкновенное, жизнь ее до знакомства с лопуховым, медицинским студентом, представляла кое-что замечательное, но не особенное, не чрезвычайное. испытывая отвращение к атмосфере лжи и насилия, царящей в семье, сопротивляясь попыткам матери выдать ее замуж за «дрянного» молодого человека сторешникова, в. п. вступает в брак (сначала фиктивный) со студентом-медиком лопуховым, сторонником социалистических идей. для совместной жизни они вырабатывают целый ряд нововведений, поизванных сохранить в семье любовь, взаимное уважение и полный суверенитет каждой из сторон. в. п. организует швейную мастерскую, которая постепенно становится зародышем коммуны по образцу фурьеристских фаланстеров. взаимная любовь в. п. и друга ее мужа, кирсанова, заканчивается союзом.
по словам автора, в. п. «одна из первых женщин, жизнь которых устроилась хорошо». в начале романа она характеризуется как «обыкновенная девушка», получившая «обыкновенное воспитание» и стремящаяся к счастью для себя и для других.
доброта матери и простота быта семьи гриневых развили в петруше мягкость и даже чувствительность. он горит желанием отправиться в семеновский полк, куда приписан с рождения, но мечтам о петербуржской жизни не суждено сбыться — отец решает отправить сына в оренбург.
и вот гринев в белогорской крепости. вместо грозных, неприступных бастионов — деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. вместо строгого сердитого начальника — комендант, вышедший на учение в колпаке и халате, вместо храброго войска — престарелые инвалиды. вместо смертоносного оружия — старенькая, забитая мусором пушка. жизнь в белогорской крепости открывает перед юношей красоту жизни простых добрых людей, рождает радость общения с ними. «другого общества в крепости не было; но я другого и не желал» , — вспоминает гринев, автор записок. не военная служба, не смотры и парады привлекают молодого офицера, а беседы с милыми, простыми людьми, занятия , любовные переживания. именно здесь, в «богоспасаемой крепости» , в обстановке патриархального быта крепнут лучшие задатки петра гринева. молодой человек полюбил дочь коменданта крепости машу миронову. вера в ее чувства, искренность и честность стали причиной дуэли между гриневым и швабриным: швабрин посмел посмеяться над чувствами маши и петра. дуэль закончилась неудачно для главного героя. во время выздоровления маша ухаживала за петром и это послужило сближению двух молодых людей. однако, их желанию пожениться воспротивился отец гринева, рассерженный дуэлью сына и не давший своего благословления на брак.
тихая и размеренная жизнь обитателей далекой крепости была прервана восстанием пугачева. участие в боевых действиях встряхнули петра гринева, заставили его задуматься над смыслом человеческого существования. честным, порядочным, благородным человеком оказался сын отставного майора, не испугался грозного вида предводителя «шайки бандитов и бунтовщиков» , посмел заступиться за свою любимую девушку, ставшую в один день сиротой. ненависть и отвращение к жестокости и бесчеловечности, гуманность и доброта гринева позволили ему не только сохранить свою жизнь и жизнь маши мироновой, но и заслужить уважение емельяна пугачева — руководителя восстания, мятежника, врага.
честность, прямодушие, верность присяге, чувство долга — вот черты характера, которые приобрел петр гринев, находясь на службе в белогорской крепости.