1. Какие чувства вызвала у вас повесть «Первый учитель»? Почему?
2. Какие моменты, описанные в произведении, заставили вас волноваться?
3. Какая историческая эпоха описана в произведении? Укажите её приметы.
4. Что вы узнали из повести о судьбе учителя Дюйшена?
5. Какую цель поставил перед собой бывший красноармеец Дюйшен, вернувшись в родной аил?
6. Как встретили учителя в аиле? Найдите подтверждение в тексте произведения.
7. Как относились к нему дети? Как Дюйшен относился к ним? Подтвердите свои выводы цитатами.
8. Действительно ли учитель Дюйшен был учителем?
Люди так размножились на долинах Сенаарских, что многие родоначальники начинают искать новые земли для поселения. Рус, избранный своими собратьями вождём, движется на север. Отец Руса, Аспарух, великий каббалист, искусный в тайных науках, тем временем изыскивает средство, которое сделало бы его народ непобедимым.
Когда русы приходят в Аланию, Аспарух со своим учеником Роксоланом уединяются на горе Алан (Птолемей помещал гору Алан в пределах нынешней России) и, используя тайные знания, создают из чистейших начальных частиц всех стихий и металлов венец и золотой сосуд. В них Аспарух заключает судьбу русского народа, ибо смесь, из которой они сделаны, неразрушима. Аспарух решает принести венец и сосуд к престолу Чернобога, покровителя тайной науки. Вместе с Роксоланом он приготавливает дары и жертву: сорок воронов и сов в золотых клетках и тридцать девять чёрных овнов. Аспарух произносит заклинания, и огненный вихрь относит его и Роксолана к северному пупу земли. Там они, заключённые в две ледяные глыбы, спускаются в горящую подземную пропасть, где кипят и бушуют огненные реки, волны которых несут целые горы селитры. Наконец они оказываются перед чертогами Чернобога.
Аспарух просит Чернобога, великого бога-мстителя, который предстал перед ними в образе человека, чтобы судьба русов была «недвижима во веки»: пусть золотой сосуд и царский венец станут защитой храбрым славянам и пусть все народы их боятся. Чернобог открывает Книгу Судеб и предрекает русам процветание и победы, пока их князья будут хранить законы, «таинственно прописанные» на венце. Когда же они уклонятся от них, венец попадёт в чужие руки, а область Славянская ниспровергнется, но золотой сосуд, в котором хранится судьба русов, уравновесит все напасти.
Чернобог назначает Аспаруха стражем и хранителем сосуда, а после его смерти его преемником станет Роксолан. Из уст Чернобога исходит огонь, который входит в сосуд и пишет на венце неизгладимыми буквами обязанности государя.
Аспарух и Роксолан покидают чертоги бога-мстителя и следуют на юг под землёй, а путь им прокладывает пламенная острога Чернобога. Так они добираются до своей пещеры в хребте горы Алан. Роксолан по пути читает слова закона на венце и извлекает единое содержание: достойный монарх забывает себя и есть лишь отец, страж и слуга народа. В пещере Аспарух сооружает летающий ковёр из перьев всех птиц, а Роксолан в волшебном зеркале, полученном в дар от Чернобога, прозревает грядущие события: русы одерживают славные победы над аланами и финнами и создают две империи — славян и русов со столицами Славенском и Руссой.
Аспарух делится с Роксоланом своими планами: он пообещает своему сыну, Русу, покровительство богов и расскажет ему, что они обещали послать ему с неба венец. Аспарух объясняет ученику, что им не обойтись без благочестивого обмана: когда весь народ под предводительством жрецов соберётся на моление, Роксолан должен будет подлететь на летающем ковре, который видом подобен лёгкому облаку, а затем, пуская в воздух молнии и дым, через отверстие в ковре спустить прямо на главу Руса венец на золотой нити, а он, Аспарух, незаметно обрежет эту нить. Пусть простолюдины почитают венец за святыню, тогда под предлогом защиты венца можно будет возбудить в них усердие и храбрость. Если государь будет следовать установлениям, начертанным на венце, а подданные будут видеть в повелениях государя божественные глаголы, то держава станет непобедимой.
Профессора, великие деятели науки, все они составляют большую проблематику, которая заключается в вершении ими судьб обычных людей. Как они могут изменять ее? Такие серьезные вопросы ставит Булгаков в своем произведении. В рассказе, действует равно, как и бытовые реалии, так и элементы фантастики.
Профессор Преображенский - демократ, деятель науки, ее преданное святило. Со своим Борменталем, он решается провести необычный эксперимент, по пересадке человеческого гипофиза бродячему псу.
После успешной пересадки гипофиза, все кажется весьма успешным, а эксперимент - феноменальным, но если смотреть на все это не с научной стороны, а с бытовой, то результаты плачевны. Получается некая "гремучая смесь" гибрида убитого в драке пьяницу Клима Чугункина и дворового, бесхозного пса. Он груб, нагловат и ставит перед собой задачу выбиться в люди, так как считает себя "ничем не хуже других". Чем человек отличается от животного мыслить, рассуждать, а также человек имеет немаловажное духовное начало. Тогда как Шариков, может стать истинным человеком? ответ прост - никак и никакой эксперимент не У него также сохраняются животные рефлексы, некие низменные позывы, вспомните как он охотиться за соседской кошкой.
Как мы знаем любой эксперимент, бывает удачным или неудачным. Как в последующем док. Преображенский не старался сделать из Шарикова человека, лучше не становилось. Его жизнь превратилась в хаус и беспорядок. Профессор Преображенский решается исправить свою ошибку и превращает Шарикова обратно в пса.
Подведя итог, можно смело сказать, что сердце Шарикова - собачье и человеческим оно, никогда бы не стало.
p/s спец. для вас писал, надеюсь