1. Какие исторические детали вы узнали изромана "Айвенго"?2. С какими героями знакомит нас автор вначале романа?3. Как строится диалог между саксами ивстретившимися им рыцарем и настоятелем?4. Какими описывает автор настоятеля ирыцаря? Это индивидуальные портреты илиобобщающие, характерные для людейОписываемой эпохи
Песнь о Емельяне Пугачеве передаёт уважительное отношение народа к своему герою так как сожалеет о его судьбе,
народ сочувствует Пугачеву.
В песне «Пугачев в темнице» использован прием параллелизма: —высоко восходит звездочка — в темнице (низко)
сидит Емельян Пугачев. Но можно и по другому интерпретировать слова "Высоко, звезда, да ты восходила, —
Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного" здесь как бы говорится о "высоком взлёте" Пугачёва и последующем
"падении" на дно темницы.
Эпитет «добрый молодец» подчёркивает отношение к герою.
Строки: „Кандалы, мои кандалики,
Кандалы мои тяжёлые"- усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице.
Ну и конечно, вывод кроется в последних строках: "Доставались мне кандалики,... За походы удалые, за житьё свободное! "
Причём, ключевыми являются слова "житьё свободное". Именно за надежду освобождения от крепостного труда, за надежду
обретения свободы и возлюбили в народе Емельяна Пугачева.
Трагизм самой песни как раз и обусловлен поимкой и заключением в темницу народного любимца, с личностью которого
были связаны надежды крестьянства и "работного люда" на освобождение от рабского труда.
Иной ответ на вопрос об исторической роли народа даёт поэт в стихотворении «Железная дорога» .
Первая часть его – это взволнованное раздумье автора о красоте природы «родимой Руси» . (Чтение отрывка наизусть)
Во второй главе безмятежной красоте осенней природы противопоставлен страшный мир эксплуатации и человеческого горя. Эта глава связана не только с предыдущей, но и с эпиграфом: «Кто строил эту дорогу? » Картина строительства поразительна по своей социальной остроте. Поэт рисует процесс превращения крестьян, согнанных с «разных концов государства великого» , в пролетариев. На строительство их привели нужда и голод. Их грабят грамотеи-десятники, а труд рабочих протекает «под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной» .
Автор представляет слово самим строителям – мы слышим монолог «толпы мертвецов» (Чтение отрывка наизусть) Потом рисует портрет одного из мирных детей труда – измождённого, больного белоруса, который «ржавой лопатою мёрзлую землю долбит» .
В конце главы особую силу обретает голос автора. Поэт делает вывод о безграничных возможностях русского народа: «Вынесет всё – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе» .
Третья глава переводит содержание в иной, более масштабный план. Речь заходит о том, может ли народ явиться создателем великих духовных ценностей. Для генерала, которому Некрасов предоставляет слово, народ – не созидающая, а только разрушающая сила.
Четвёртая глава как будто подтверждает аргументы генерала о народе как о «диком скопище пьяниц» . Бочка вина примиряет с угнетателями: «Выпряг народ лошадей – и купчину с криком «ура» по дороге помчал» . Этим эпизодом завершается стихотворение. Прямых возражений генералу нет, реакционная сущность его идей опровергается всем содержанием «Железной дороги» .